КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
25 мая председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Людмила Желтова выступила на очередном заседании регионального парламента с отчетом о работе КСП в 2010 году.
Текст выступления доступен по этой ссылке.
В итоговом отчете, представленном для рассмотрения депутатским корпусом, отмечалось, что контрольно-счетной палатой в минувшем году было проведено 116 экспертно-аналитических и 40 контрольных мероприятий, главным образом, направленных на выявление, пресечение и предотвращение финансовых нарушений во всех отраслях. В целом, объектами проверок стали 83 организации и учреждения области.
Объем выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере составил 14 млрд. рублей, в том числе по результатам внешней проверки отчетов главных распорядителей бюджетных средств – 10,1 млрд. рублей. Основная часть нарушений (49%, или 6,9 млрд. руб.) приходилась на несоблюдение требований Бюджетного кодекса РФ в части принятия расходных обязательств в отсутствие нормативно-правовых актов; нарушения норм Федерального закона от 21.11. 1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (15%, или 2,1 млрд. руб.); а также нарушения ст. 52, 48 Градостроительного кодекса РФ, постановления Администрации Тверской области от 16.02.2009 №35-па и постановления Администрации Тверской области от 24.12.2008 №494-па при формировании адресной инвестиционной программы (18,8%, или 2,6 млрд. руб.).
В ходе выступления председатель КСП Людмила Желтова еще раз обратила внимание депутатского корпуса на самые резонансные нарушения, установленные в 2010 году в здравоохранении, сельском хозяйстве, ЖКХ и других сферах. По всем выявленным фактам нарушений приняты меры в рамках компетенции палаты. Главным распорядителям бюджетных средств и другим участникам бюджетного процесса направлено 53 представления и предписания для принятия соответствующих мер. 48 из них исполнены, реализация остальных остается на контроле КСП. Устранено 77,6% нарушений, подлежащих устранению, на сумму 631,6 млн. руб. В том числе в областной бюджет восстановлено 47,7 млн. рублей.
В органы прокуратуры и другие правоохранительные органы направлено 5 материалов; все они находятся в работе. Возбуждено 2 уголовных дела. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 8 должностных лиц, в том числе один освобожден от должности.
В своем выступлении председатель контрольно-счетной палаты Людмила Желтова подчеркнула, что результаты проверок показывают очевидную тенденцию снижения нецелевого использования бюджетных средств (25 тыс. рублей в 2010 году против 3,2 млн. рублей в 2009-м) в общем объеме выявленных финансовых нарушений, притом что объем проверенных средств и общая сумма установленных нарушений возросли.
«Снижение доли нецелевого использования бюджетных средств говорит о положительном влиянии государственного аудита на бюджетно-финансовую дисциплину», - подчеркнула председатель КСП Людмила Желтова.
Между тем отмечалось, что качество управления государственными финансами Тверской области пока недостаточно высоко. Оно, в частности, порождает значительные объемы незавершенного строительства. Например, за 2009 год объем незавершенного строительства увеличился на 2,6 млрд. рублей; количество объектов «незавершенки» возросло с 361 до 523. При осуществлении предварительного и текущего контроля не раз обращалось внимание на несоблюдение требований Градостроительного кодекса РФ, а также нормативных правовых актов Тверской области в части утверждения в установленном порядке проектно-сметной документации. Объекты включаются в адресную инвестиционную программу без утвержденной проектно-сметной документации, что ведет к постоянным корректировкам инвестиционных проектов, удлинению сроков строительства объектов и увеличению их стоимости.
Одним из основных критериев эффективности управления государственными финансами является динамика неэффективных расходов. По итогам контрольных мероприятий КСП 2010 года сумма неэффективных расходов в регионе снизилась, но по-прежнему остается достаточно высокой, составив 95,1 млн. рублей.
«В связи с этим актуальным остается вопрос установления на законодательном уровне - в КоАП и Бюджетном кодексе РФ - мер ответственности за неэффективное использование бюджетных средств. Без применения соответствующих санкций проблему неэффективных трат не решить», - отметила председатель контрольно-счетной палаты Людмила Желтова.
По инициативе КСП активизирована работа по развитию муниципального внешнего финансового контроля в регионе. Этому способствует созданная в марте минувшего года Ассоциация органов внешнего финансового контроля, в которую в настоящее время входит 16 муниципальных КСО, а также принятие Федерального закона №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который вступит в силу 1 октября 2011 года.
Председатель КСП Людмила Желтова четко обозначила свою позицию, которая заключается в создании контрольно-счетных органов в каждом муниципальном районе и городском округе на постоянной основе, в статусе юридического лица в целях укрепления трехуровневой системы внешнего финансового контроля в Тверской области.
Важным итогом работы КСП был назван выход на международный уровень. Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области стала полноправным членом Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ). С 2010 года областная КСП входит в число 11 российских контрольно-счетных органов, деятельность которых соответствует международным стандартам внешнего финансового контроля, что подтверждено сертификатом ЕВРОРАИ.
В завершение выступления был отмечен большой потенциал КСП и обозначены перспективы её работы, включая конкретный перечень задач по дальнейшему развитию и укреплению единой трехуровневой системы внешнего финансового контроля, повышению прозрачности и эффективности управления бюджетом и государственной собственностью региона, эффективному стратегическому прогнозированию и управлению рисками. По словам председателя КСП Людмилы Желтовой, для воплощения в жизнь поставленных задач у палаты есть необходимые механизмы и полномочия, силы и возможности, собственный и международный опыт.