«Вестник АКСОР» № 1/2013 (25), май 2013. Правовые аспекты стандартизации контрольно-счетных органов.

(Из выступления председателя Контрольно-счетной палаты Тверской области Т.В. Ипатовой на XXI Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации)

Статья 11 Федерального закона № 6-ФЗ не дает определения стандарта внешнего государственного и муниципального финансового контроля, не раскрывает правовую природу стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля. В связи с этим важно, что принятый 22 марта 2013 года в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» содержит определение стандарта Счетной палаты, закрепляет виды стандартов, процедуру их принятия, раскрывает общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля).

В отличие от Федерального закона № 6-ФЗ, который допускает неопределенность и позволяет рассматривать стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля как нормативные правовые акты, носящие общеобязательный характер, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» определяет стандарты Счетной палаты Российской Федерации как внутренние нормативные документы, обязательные для исполнения должностными лицами и иными сотрудниками Счетной палаты.

Определив два вида стандартов (стандарты организации деятельности Счетной палаты и стандарты внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой), принятый закон закрепил, что в отношении контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации возложенных полномочий Счетная палата разрабатывает и утверждает общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Федеральный закон № 6-ФЗ предусматривает, что контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации только в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В отношении иных организаций – в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом. С принятием Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» нивелируются различия в статусе проверяемой организации применительно к утверждению стандартов.

Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата наделена возможностью осуществлять анализ соблюдения контрольно-счетными органами общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля). Именно анализ, а не контроль, и только по обращению контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, со вступлением в силу Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» правовое регулирование стандартизации контрольно-счетных органов станет более полным.