«Реноме» № 10 (83), декабрь 2012. Татьяна Ипатова: С акцентом на результат

Прочность финансового фундамента Верхневолжья, его устойчивость перед экономическими колебаниями зависят от многих факторов. И прежде всего – от работы по улучшению наполнения казны Тверской области, от эффективности и результативности каждого бюджетного рубля. Об этом наша беседа с председателем Контрольно-счётной палаты Тверской области Татьяной Ипатовой.

- Татьяна Владимировна, как руководитель Контрольно-счетной палаты вы лучше всех знаете ситуацию с бюджетной дисциплиной в регионе. Она стала лучше, хуже или не изменилась?

- Задачу укрепления бюджетной дисциплины никто не отменял, и работа в данном направлении ведется постоянно, в том числе и Контрольно-счетной палатой. Ведь в рамках проверок мы не просто указываем на недостатки, оставаясь над ситуацией, мы проводим серьезную профилактическую работу с распорядителями бюджетных средств, чтобы устранить саму возможность повторения выявленных нарушений. В качестве примера приведу внешнюю проверку исполнения областного бюджета за 2011 год, по результатам которой были установлены нарушения бюджетного законодательства на сумму втрое меньшую, чем в предыдущем году. Значит, сработали на предупреждение и замечания приняты к сведению. Отмечу также, что благодаря последовательной, жесткой политике Правительства и Законодательного Собрания области в отношении нарушителей бюджетной дисциплины за последнее время заметно уменьшилось нецелевое использование бюджетных средств. Стало больше порядка в использовании государственного имущества области, в ведении бухгалтерского учета. К сожалению, подобного пока нельзя сказать об эффективности расходования бюджетных средств. Не лучшим образом сказывается на результатах вложений и повторяющаяся из года в год неравномерность исполнения бюджета, когда на четвертый квартал приходится основная нагрузка. Фактов неэффективного использования ресурсов меньше не становится. И здесь, на наш взгляд, проблема в отсутствии ответственности за такого рода нарушения.

- Вы затронули тему, болезненную для нашей страны, - тему стопроцентной ответственности…

- Необходима четкая система поощрений и наказаний. На сегодня нарушения в сфере бюджетного законодательства практически безнаказанны, ни у кого над головой не висит «дамоклов меч» в виде реального наказания за данные нарушения. Мы с коллегами из других регионов стараемся переломить эту ситуацию, в том числе в рамках работы правовой комиссии Ассоциации контрольно-счетных органов России. И надо сказать, дело сдвинулось с мертвой точки. В первом чтении Госдума приняла поправки в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которые такую ответственность предусматривают.

- И все же, чтобы региону было на что жить, а власти – за что отвечать, для начала надо построить финансовый фундамент. Таковым у нас, как известно, является бюджет. Как вы оцениваете главный финансовый документ региона?

- Как показала экспертиза КСП, в целом бюджет сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и закона о бюджетном процессе в Тверской области. Он обеспечивает выполнение задач, поставленных в Бюджетном послании. Поэтому Контрольно-счетная палата рекомендовала депутатам принять бюджет с учетом замечаний, изложенных в заключении, что, собственно, и было сделано. Наши поправки нашли отражение в главном финансовом документе.

Что касается параметров, сумма доходной части бюджета на 2013 год запланирована свыше 40 млрд. рублей, расходы – более 43 млрд. рублей. Как видите, дефицит составит порядка 3 миллиардов. Но как показывает опыт, в течение года параметры меняются и не раз. Есть надежда, что бюджетный дефицит будет сокращен за счет работы по увеличению доходной базы и обеспечению эффективности расходов.

Если посмотреть распределение финансов, то более половины объема расходов областного бюджета пойдет на реализацию программ в сферах социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта.

В целях увязки стратегического и бюджетного планирования бюджет на 98,5 процентов построен на основе госпрограмм, каждая из которых заточена на конкретные результаты в соответствующей сфере деятельности. Это выгодно отличает новую систему формирования областного бюджета от существующей. Причем все 26 госпрограмм Тверской области были утверждены региональным Правительством до принятия проекта бюджета.

В то же время проведенный нами анализ показал, что отдельные госпрограммы имеют недостатки. Отсутствуют изменения суммовых показателей расходов на реализацию программ на плановый период 2014-2015 годов. Не определен механизм предоставления бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий, нет детализации расходов по подразделам программ. Есть и другие недостатки, требующие устранения, на что мы обратили внимание органов исполнительной власти.

- Не всякая власть любит, когда ей указывают на недостатки. Тем не менее президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию, говоря о Счетной палате, предложил сделать этот институт более эффективным и профессиональным. Если посмотреть на ситуацию в нашей области, есть ли заинтересованность в эффективной работе Контрольно-счетной палаты со стороны главы региона, председателя ЗС, депутатского корпуса?

- Мы с моими коллегами много работаем над тем, чтобы реализовать имеющиеся полномочия в полной мере, при этом постоянно совершенствуя методы контрольной и экспертно-аналитической деятельности, ведь государственный аудит должен соответствовать все возрастающим требованиям к конечным результатам. Но налицо и встречное движение со стороны губернатора Тверской области и Законодательного собрания.

- В прошлом году на итоговом собрании региональной Ассоциации органов внешнего финансового контроля, которую вы возглавляете, заместитель председателя Правительства области Александр Меньщиков рекомендовал финансовым контролерам уделить максимум внимания контролю за расходованием средств в социальной сфере, на которую приходится львиная доля областного бюджета. Что сделано в этой части?

- Социальная тематика была и остается одним из приоритетов в нашей контрольной деятельности. В этом году мы провели проверку программы модернизации здравоохранения Тверской области. Также отмечу проверку по вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проверку использования средств областного бюджета на отдых и оздоровление детей в 2011-2012 годах. В настоящее время на уровне региона принят целый ряд необходимых управленческих решений, проводится работа по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Сейчас по поручению губернатора мы проверяем использование средств областного бюджета, направленных на реализацию программы ипотечного жилищного кредитования в Тверской области и предоставление субсидий в виде имущественных взносов Тверскому областному фонду ипотечного жилищного кредитования. Итоги еще предстоит подвести.

- Не могу не задать вопрос о вашей проверке в сфере ЖКХ. Как вы считаете, меры, принятые по ее результатам, послужат уроком на будущее? Или мы будем продолжать наступать на те же грабли?

- Эффективность расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования, направленных на капремонты многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, мы проверяли совместно со Счетной палатой Российской Федерации, в связи с чем я докладывала о ее итогах в том числе и на заседании Коллегии СП РФ. Там же были рассмотрены результаты проверок и в ряде других российских регионов. Как выяснилось, практически все нарушения, выявленные в данной сфере, носят системный характер и характерны для всех субъектов Российской Федерации. Причины везде одни и те же – отсутствие должного контроля со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления за подготовкой документов при формировании программ, за осуществлением и приемом работ, недостатки в отборе подрядчиков и так далее.

Хорошо, что уже в ходе проверки, не дожидаясь представлений, отдельные недочеты устранялись. Так, выяснилось, что одна управляющая компания открыла свои счета в банке, который не соответствовал требованиям 185-ФЗ, что чревато самыми печальными последствиями (наверное, помните ситуацию в Вышнем Волочке, когда неуполномоченному банку перечислили деньги, он исчез и все). Так вот мы тут же указали на нарушение, и счета открыли в уполномоченном банке.

По итогам проверки все представления внесены, материалы направлены в областную прокуратуру, выводы об усилении контроля за прохождением работ со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления сделаны. Но на этом мы не успокаиваемся. Будем продолжать работать над тем, чтобы нарушения впредь не допускались, чтобы работы проводились и принимались надлежащим образом. Но для того, чтобы не наступать на те же грабли, нужно объединить усилия всех заинтересованных сторон, включая самих граждан.

- А как продвигается ваше взаимодействие с правоохранительными органами?

- Учитывая, что Контрольно-счетная палата орган контролирующий, а не карающий, все материалы проверок, которыми выявлены признаки правонарушений, мы передаем в правоохранительные органы. Для этого у нас заключены соответствующие соглашения. Сейчас мы активно развиваем сотрудничество с областной прокуратурой, Управлением МВД по Тверской области, следственным управлением Следственного комитета. Материалы девяти проверок этого года направлены в прокуратуру Тверской области, и по каждому из них ведется работа. Кстати, в следующем году Межведомственная комиссия Тверской области по борьбе с коррупцией, годовой план деятельности которой был утвержден в начале декабря, рассмотрит вопрос взаимодействия КСП и правоохранительных органов по выявленным нарушениям.

- Вы неоднократно говорили о том, что развитие системы муниципального финансового контроля является приоритетным в работе областной Ассоциации органов внешнего финансового контроля. Чего удалось достичь в этом направлении?

- На сегодня, благодаря вниманию к вопросу финансового контроля со стороны Правительства Тверской области, в регионе образовано 30 контрольно-счетных органов, это две трети от общего числа районов и городских округов. При этом 21 из них находится в составе представительного органа муниципалитета. 9 КСО наделены статусом юридического лица, что отвечает современным тенденциям развития внешнего финансового контроля.

В то же время по состоянию на начало ноября состав 5 муниципальных контрольно-счетных органов еще не был сформирован. Но особое беспокойство вызывает отсутствие контрольно-счетных органов как таковых в 14 районах и городских округах области. Так что будем продолжать работать над этим вопросом с главами этих муниципалитетов и добиваться исполнения требования закона.

- Какие еще задачи предстоит решать КСП в будущем году?

- В первом квартале начнётся внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2012 год. Традиционно важнейшими экспертно-аналитическими мероприятиями станут экспертиза отчета об исполнении областного бюджета за предыдущий год и экспертиза проекта бюджета Тверской области на трехлетний период. Мы продолжим проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов Тверской области и добиваться устранения коррупциогенных факторов, если таковые будут обнаружены.

Предстоят проверки в таких важных сферах, как социальная политика, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Годовой план деятельности сейчас обсуждается, он будет утвержден коллегией КСП в конце декабря.

- Спасибо за беседу. С наступающим Новым годом! Успехов в работе!

- Благодарю. Я вас тоже поздравляю с предстоящими праздниками. Вам и всем читателям «Реноме» желаю здоровья и сил для осуществления всех планов.

Беседовала Нина МЕТЛИНА

Фото Владимира КОМАРОВА