«Тверская жизнь», 21.12.2012. За финансовую бдительность

Каждому бюджету – свой контрольно-счетный орган. Так можно сформулировать лейтмотив обращения заместителя председателя КСП области Станислава Воробьева к руководителям органов власти муниципальных образований. На семинаре-совещании, прошедшем в региональном парламенте, был дан ответ на вопрос: «Что прежде всего нужно финансам?» – «Контроль». Ответ, известный всем, но как его реализовать на деле?

В своем выступлении заместитель председателя областной контрольно­счетной палаты остановился на вопросах контрольных полномочий представительных органов муниципальных образований. Он отметил, что наиболее предпочтительной формой реализации полномочия по осуществлению контроля за исполнением местного бюджета является создание контрольно-счетного органа (КСО). 

– В каждом муниципальном районе и городском округе должен работать КСО, отвечающий требованиям федерального и регионального законодательства, – сказал Станислав Воробьев. – А они до сих пор не созданы в 14 из 43 муниципальных образований области.

Несмотря на то, что численность МКСО области пока недостаточна для качественного исполнения всех полномочий, определенных Федеральным законом № 6-ФЗ, показатели их деятельности из года в год растут. Они ежегодно повышают эффективность своей работы, делая основной упор на предотвращение неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств в муниципальных образованиях. И существенную помощь в их деятельности – информационную, методическую, правовую – им оказывает Ассоциация органов внешнего финансового контроля Тверской области. 

– Вопрос малой численности контрольно-счетных органов и отсутствия таковых в ряде муниципальных районов актуален еще и потому, что это препятствует заключению соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля с поселенческого уровня на районный, – подчеркнул Станислав Воробьев. – На 1 января 2012 года из 361 городского и сельского поселения такие соглашения заключили только 73, или 20 процентов от общего количества. В итоге в 80 процентах поселений, где нет ни собственных КСО, ни соглашений о передаче контрольных полномочий на уровень района, не исполняется требование Бюджетного кодекса РФ о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе. 

Резюмируя сказанное, заместитель председателя КСП Тверской области настоятельно рекомендовал представителям муниципальных образований разработать и реализовать график создания КСО в тех районах и городских округах, где их нет. А во избежание ошибок были даны некоторые практические советы. Так, для обеспечения принципа независимости КСО, что требует Федеральный закон № 6, нужно создавать их в форме юридического лица. А при заключении соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего финансового контроля с уровня поселений на районный предложено использовать типовую форму, утвержденную 27 сентября 2011 года решением X конференции Союза МКСО.

Елена АРТЕМЬЕВА