«Тверская жизнь» № 236 (27.288), 27.12.11. Независимость и самостоятельность

Деньги любят счет. Особенно если речь идет о бюджетных средствах. Во многом эффективность их использования зависит от контроля за исполнением бюджета. Как этот контроль должен быть организован и какие задачи стоят перед органами внешнего финансового контроля, обсуждалось на последнем заседании Ассоциации ОВФК.

– Бюджетные деньги должны тратиться эффективно – с этого заявления начал свое выступление зампредседателя правительства Тверской области Александр Меньщиков. Губернатор, сообщил он присутствовавшим, поставил задачу по сокращению расходов бюджетных средств. Это не значит, что придется урезать социально важные статьи. Будут изыскиваться внутренние резервы. Особое внимание органы внешнего финансового контроля должны обратить, считает администрация области, на расходы в социальной сфере и в строительном комплексе. «Без контроля со стороны ОВФК исполнение бюджета было бы очень затруднено»,– подчеркнул Александр Меньщиков.

Ранее Контрольно-счетная палата была одним из подразделений Заксобрания. В связи с принятием федерального закона №6 КСП получила независимый статус. Самостоятельность и независимость КСП очень важны для контроля за эффективностью использования средств бюджета. Как и то, что во всех муниципальных образованиях области должны создаваться подобные структуры.

Увы, пока, как отметила председатель КСП Тверской области и региональной Ассоциации ОВФК Татьяна Ипатова, органы внешнего финансового контроля созданы в 21 из 43 муниципальных районов и городских округов (то есть менее половины). Для сравнения: в ряде субъектов РФ (Волгоградская область, Республика Татарстан) контрольно-счетные органы созданы во всех крупных муниципальных образованиях верхнего уровня, при этом абсолютное большинство из них обладает независимым статусом.

Обсудив организационные вопросы, присутствовавшие заслушали доклад аудитора областного КСП Александра Устинова о результатах внешних проверок годового отчета об исполнении местных бюджетов, которых требует закон. Они оказались неутешительными. Из 43 муниципальных образований в 34 подобные процедуры вообще не проводятся. В лучшем случае осуществляется только подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Следует отметить, что в большинстве случаев такие проверки осуществляются представительными органами (силами постоянных комитетов, ревизионных комиссий из числа депутатов). При этом члены постоянных комитетов зачастую не обладают профессиональным образованием и знаниями, позволяющими в полной мере осуществлять финансовый контроль. Только в 9 муниципальных образованиях внешние проверки проведены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

В ходе внешних проверок выявлено, что 98 миллионов рублей было использовано с нарушением действующего законодательства. Например, внешняя проверка исполнения бюджетов за 2010 год была проведена в Андреапольском, Бельском, Оленинском и Рамешковском районах. Она показала, что из 335,1 миллиона рублей более 40 миллионов рублей (12,4%) было потрачено неправильно. В результате шесть должностных лиц в трех муниципальных районах были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Завершилось заседание ассоциации обсуждением вопросов по организации контрольной и экспертно-аналитической?деятельности органов внешнего финансового контроля. Также присутствовавшие обсудили изменения устава ассоциации, связанные с преобразованием Контрольно-счетной палаты Заксобрания в КСП Тверской области. Кроме того, были определены фронт работ на будущий год и приоритетные направления.

Екатерина МИХНЯ