КСП проверила расходование средств на модернизацию региональной системы дошкольного образования

2016-05-25 1Контрольно-счетная палата Тверской области проверила использование бюджетных средств, направленных на модернизацию региональной системы дошкольного образования. Оценивались правомерность, обоснованность, эффективность и результативность расходов на данные цели.

Главной задачей проекта модернизации дошкольного образования, который реализовывался в 2013–2015 годах, являлось достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В соответствии с Соглашениями Правительства Тверской области с Министерством образования и науки Российской Федерации на реализацию проекта в тверском регионе было предусмотрено в общей сложности 1,38 млрд руб., из них за счет субсидии из федерального бюджета – 1,08 млрд рублей.

За время реализации проекта в Тверской области построено 3 детских сада (по плану – 4), реконструирован 1 детский сад, приобретено 12 зданий для детсадов (по плану – 14), проведен капремонт и оснащение оборудованием 99 детских садов (план – 100). Численность детей, зарегистрированных в электронной очереди в детские сады по состоянию на 1 января 2016 года, составляла 947 человек, охват детей 3–7 лет дошкольным образованием – 91%. По состоянию на 1 января текущего года Тверская область отнесена к числу субъектов РФ, не выполнивших показатели плана-графика по освоению субсидии и созданию мест в рамках реализации подписанных Соглашений.

Проверка использования бюджетных средств, направленных на модернизацию региональной системы дошкольного образования, проводилась Контрольно-счетной палатой в 2015 году, отчет о её результатах утвержден Коллегией КСП в апреле этого года. Установлено, что по состоянию на начало 2016 года по линии Министерства строительства Тверской области не завершено строительство здания для размещения детского сада на 110 мест в посёлке Чуприяновка Калининского района. Кроме того, по линии Министерства образования Тверской области не выполнен план 2015 года по приобретению двух зданий на 130 мест: в посёлке Эммаус Калининского района (на 60 мест) и в посёлке Ривицкий Максатихинского района (на 70 мест). Остатки федеральных субсидий на 1 января 2016 года в сумме 104 млн рублей были возвращены в федеральный бюджет.

По итогам проведенного контрольного мероприятия установлен ряд недостатков и нарушений, которые оказали негативное влияние на реализацию проекта модернизации дошкольного образования в Верхневолжье.

– В проверяемом периоде отсутствовал единый программный документ Тверской области, предусматривающий полный объем и детализацию расходов на модернизацию по источникам финансирования и направлениям проекта, включающим строительство, приобретение зданий, капитальный ремонт и оснащение. Таким образом, не была обеспечена достаточная прозрачность проекта, что затрудняло контроль за использованием средств на его реализацию, – резюмировала аудитор региональной КСП Наталья Казалинская, докладывая о результатах проверки на заседании комитета Законодательного Собрания Тверской области по социальной политике.

Наряду с этим был отмечен недостаточный контроль со стороны Министерства образования Тверской области за своевременным и эффективным использованием органами местного самоуправления полученных субсидий, а также за достоверностью и качеством отчетности, предоставляемой муниципальными образованиями. Нарекания вызвало и отсутствие комплексного подхода при определении объема ремонтных работ и приобретаемого оборудования.

Как показала проверка, отдельными органами местного самоуправления не было обеспечено эффективное использование бюджетных средств и оборудования, приобретенного в ходе реализации проекта, на общую сумму порядка 11,8 млн рублей. Оборудование подчас закупалось без учета площади и планировки помещений, сроков завершения ремонта и в связи с этим простаивало в течение длительного времени. К примеру, в дошкольном отделении МОУ СОШ №2 города Твери оборудование стоимостью 3,9 млн рублей, приобретенное в 2013 году, не использовалось более 8 месяцев по причине того, что в установленный срок не был проведён капитальный ремонт здания. Оборудование было установлено в мае 2014 года, после завершения подрядчиком ремонтных работ.

В результате выездных проверок на территории Твери и Калининского района был обнаружен ряд недостатков в зданиях и помещениях, приобретенных для размещения детских садов и отремонтированных с целью создания дополнительных мест. Так, в ходе осмотра внутренних помещений детского сада №6 города Твери, приобретенного в рамках реализации проекта, на потолках и стенах в коридорах, на лестничных площадках были обнаружены множественные трещины в штукатурке, в компьютерном зале и ряде других помещений появились трещины в штукатурном слое оконных проемов. В Суховерковском детском саду Калининского района был проведен ремонт внутренних помещений при неисправности крыши, что привело к протечкам впоследствии. В Даниловском, Дмитровском и Пушкинском детских садах Калининского района, приобретенных в 2013 и 2014 годах, при проверке зафиксированы трещины в стенах, протечки на потолках и стенах, которые не были устранены продавцами в гарантийный срок, в связи с чем их устранение в дальнейшем потребует определенных затрат местного бюджета.

Отчет по материалам проверки направлен временно исполняющему обязанности Губернатора Тверской области и в областную прокуратуру. По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата внесла в адрес Министерства образования Тверской области представления об устранении выявленных нарушений. Министерству рекомендовано потребовать от органов управления образованием администраций города Твери и Калининского района принять меры по обеспечению целевого и эффективного использования имущества, приобретенного в рамках проекта модернизации региональной системы дошкольного образования, и по устранению недостатков зданий и помещений, приобретенных для размещения детских садов и отремонтированных с целью создания дополнительных мест. Кроме того, в представлении указано на необходимость обеспечить надлежащий контроль за содержанием и достоверностью отчетности муниципальных образований. По информации Министерства образования Тверской области, рекомендации КСП учтены, проводится работа по устранению выявленных проверкой нарушений. Реализация представления остаётся на контроле.

По итогам рассмотрения в Законодательном Собрании Тверской области на заседании комитета по социальной политике отчет Контрольно-счетной палаты принят к сведению.