Состоялось заседание Коллегии КСП

2015-11-11 110 ноября состоялось заседание Коллегии Контрольно-счетной палаты Тверской области. Члены Коллегии утвердили экспертное заключение о соответствии документов, представленных с проектом областного бюджета на 2016 год, требованиям закона «О бюджетном процессе в Тверской области», а также рассмотрели вопросы об устранении нарушений по результатам контрольных мероприятий в сфере здравоохранения.

Заключение КСП о соответствии представленных с проектом закона «Об областном бюджете Тверской области на 2016 год» документов и материалов требованиям закона «О бюджетном процессе в Тверской области» представил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Станислав Воробьёв. Решением Коллегии итоговый документ утвержден и будет направлен в адрес Законодательного Собрания.

С сообщениями по второму вопросу повестки дня выступили аудиторы КСП Сергей Туркин и Надежда Яковлева. Они подробно остановились на мерах, принятых объектами проверок во исполнение представлений КСП, которые были направлены в адрес объектов проверок в сфере здравоохранения в июле текущего года.

Проверка в Министерстве здравоохранения Тверской области

В рамках «Контрольного мероприятия по вопросу использования в 2014 году средств областного бюджета на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Здравоохранение Тверской области» на 2013–2018 годы по оснащению медицинских организаций основными средствами за счет централизованных закупок» были установлены недостатки при осуществлении госзакупок. Нарушение сроков размещения заказов, предусмотренных планом-графиком на 2014 год, длительность согласований на этапе подготовки техзаданий в условиях роста инфляции привели к завышению стоимости закупаемого оборудования и создали риски неисполнения принятой программы. Например, закупка двух томографов и двух рентгеновских комплексов в ноябре-декабре прошлого года (при наличии средств на эти цели ещё в мае) привела к удорожанию на 20%: экономия средств по ним могла составить 17 млн рублей в случае более оперативного проведения конкурсных мероприятий. По причине незаключения контрактов либо отсутствия исполнения по заключенным контрактам в федеральный бюджет были возвращены не использованные средства на общую сумму 418 млн рублей – 87% федеральных средств, выделенных на эти цели в 2014 году. Кроме того, в ходе контрольного мероприятия были выявлены факты неэффективного использования медоборудования, поставленного по программе. На момент проверки значительное количество оборудования простаивало, в том числе из-за неготовности помещений к его установке и поздних сроков поставки. Недостаточное внимание уделялось оперативному оформлению всей необходимой документации при передаче оборудования больницам и его постановке на учет.

Контрольно-счетная палата направила в Министерство здравоохранения представление по устранению выявленных нарушений, с перечнем рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов на оснащение медицинских организаций основными средствами.

Во исполнение представления КСП при проведении централизованных закупок основных средств для нужд учреждений здравоохранения региональное Министерство здравоохранения усилило меры по надлежащему исполнению полномочий главного распорядителя бюджетных средств, соблюдению принципа результативности использования бюджетных средств, обеспечению исполнения требований Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закона «Об управлении государственным имуществом Тверской области».

В областном Министерстве здравоохранения в текущем году сменился весь руководящий состав. Новое руководство Облздрава предпринимает шаги по улучшению работы контрактной службы Министерства и упорядочению контроля за деятельностью подведомственных учреждений.

По сообщению областной прокуратуры, в адрес которой был направлен отчет КСП, представленные материалы были использованы при подготовке представления, внесенного в адрес министра здравоохранения Тверской области.

Отчет был рассмотрен на заседании постоянного комитета по социальной политике в Законодательном Собрании. Приняв отчет к сведению, депутаты рекомендовали Министерству здравоохранения на постоянной основе проводить мониторинг использования медицинского оборудования в подведомственных учреждениях и представлять полученные сведения в профильный комитет регионального парламента.

Проверка в Областной клинической психиатрической больнице № 1 им. М.П. Литвинова

Проверкой по вопросу использования бюджетных средств и государственного имущества Государственным казенным учреждением здравоохранения Тверской области «Областная клиническая психиатрическая больница № 1 им. М.П. Литвинова» за 2014 год были установлены нарушения действующего законодательства и недостатки в организации работы учреждения. В частности, выявлены избыточные расходы по капитальному ремонту зданий. Из 25,6 млн рублей, выделенных в 2014 году на эти цели, 1,9 млн рублей были потрачены на невыполненные работы по проверке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и непосредственно по капремонту здания приемного отделения и прачечной. В учреждении не была налажена претензионная работа в части применения штрафных санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение госконтрактов. Не предъявлялись требования по банковской гарантии в пределах срока её действия: сумма невостребованной гарантии по контрактам, срок которой истёк, составляет 10,4 млн рублей.

Были допущены значительные отклонения штатной численности от нормативной по должности медицинский психолог, инструктор по трудовой терапии, при этом в штатное расписание учреждение необоснованно включило 10,5 штатных единиц по должности бухгалтер.

Проверкой также были установлены нарушения при работе с арендаторами помещений. Речь идет о банковских терминалах и торговых точках, специализирующихся на продаже продуктов питания, медицинских и лекарственных препаратов. Зафиксированы случаи занижения арендной платы и, соответственно, недопоступление средств в областной бюджет. Кроме того, не заключались договоры на оплату эксплуатационных услуг и возмещение коммунальных расходов, что, в свою очередь, привело к излишним тратам учреждения.

Много вопросов у аудиторов вызвало несоблюдение норм питания пациентов, а также договоры пожертвования основных средств и материальных запасов. Безвозмездное поступление по договорам пожертвования за 2014 год составило 2,6 млн рублей. Из 101 договора пожертвования один был заключен с юридическим лицом, остальные – с физическими лицами, из которых 94 – пациенты учреждения. При этом в 14 случаях договоры заключались от 2 до 5 раз с одними и теми же пациентами. Кроме этого, 5 пациентов в 2014 году после совершения пожертвования на общую сумму 88,6 тыс. рублей решениями судебных органов были лишены дееспособности. Все договоры пожертвования с пациентами заключены на имущество, которое при этом не находилось в собственности жертвователя. Фактически предметом договоров являлись не вещи, а денежные средства, которые социальные работники отделений больницы снимали со сберегательных книжек пациентов по их доверенности и на которые затем закупалось имущество для больницы (столы, прикроватные тумбочки, лавки, канцтовары и прочее).

По итогам проверки в Министерство здравоохранения, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и в Областную клиническую психиатрическую больницу № 1 им. М.П. Литвинова были направлены представления КСП. Проведена работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных проверкой.

Главный врач учреждения и его заместитель по административно-хозяйственной части уволены ещё в период проведения проверки. Отчет по результатам проверки был направлен в правоохранительные органы, возбуждено уголовное дело.

Для упорядочения работы психиатрической службы проведена реорганизация в форме присоединения Областной клинической психиатрической больницы № 1 им. М.П. Литвинова, Тверской областной клинической психиатрической больницы № 2» к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Областной клинический психоневрологический диспансер». В ходе реорганизации учреждения проводится работа по приведению штатной численности в соответствие с принятыми нормами. Штатная численность бухгалтерии учреждения приведена в соответствие со штатными нормативами, указанными в приложении № 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06 2003 № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения». Наряду с этим в рамках процедуры реорганизации разработаны мероприятия по снижению госпитальной летальности, которая в проверяемом периоде значительно превышала аналогичные средние показатели по области, Центральному федеральному округу и Российской Федерации.

В Устав учреждения в ходе реорганизации внесены изменения. В него включен отсутствовавший ранее вид деятельности «сдача государственного имущества в аренду». Все дополнительные соглашения по договорам аренды приведены в соответствие с требованиями, размеры арендной платы проиндексированы, расчеты с арендаторами упорядочены.

Произошли существенные изменения и в претензионной работе. Учреждение подало документы в Арбитражный суд Тверской области по взысканию пени и штрафов на общую сумму 1,6 млн рублей за неисполнение и ненадлежащее исполнение госконтрактов: сроки обращения в суд не нарушены. 

Что касается объектов, находящихся в оперативном управлении проверенного учреждения и не используемых в течение длительного времени, проведена их оценка, получен ответ о том, что здания бывшего лечебного корпуса и столярной мастерской восстановлению не подлежат. В целях уменьшения суммы земельного налога проведено межевание и определены размеры фактически используемых учреждением земельных участков. Прекращено право пользования земельным участком сельхозназначения в деревне Каменка, который не использовался.

Проведена работа по договорам пожертвований с учетом выводов КСП. Наряду с этим приведена в соответствие с действующим законодательством организация деятельности лечебно-производственных мастерских, включая урегулирование вопросов трудовой деятельности, осуществление трудотерапии на возмездной основе.

Отчет по итогам контрольного мероприятия заслушан на заседании профильного комитета Законодательного Собрания. Решено принять отчет КСП к сведению.

Проверка в Тверском областном клиническом онкологическом диспансере

В результате проверки использования средств, выделенных в 2013 году и первом полугодии 2014 года ГБУЗ Тверской области «Тверской областной клинический онкологический диспансер» на оказание специализированной медицинской помощи, были установлены нарушения действующего законодательства и недостатки в организации работы диспансера. Так, коэффициент совместительства персонала (1,9) в проверяемом периоде значительно превышал уровень, рекомендованный Правительством области. В 2013 году штат диспансера был укомплектован на 60,2%, по ставкам врачебного персонала – на 71,3%. Зафиксированы нарушения и в сфере закупок для государственных нужд на сумму более 4,5 млн рублей. Кроме того, установлены недостатки при работе с арендаторами помещений диспансера.

В рамках исполнения представления КСП, направленного по результатам проверки в адрес областного клинического онкологического диспансера, учреждением приняты меры по устранению выявленных нарушений.

Для приведения в соответствие коэффициента совместительства по всем категориям персонала отделом кадров постоянно направляются заявки в центр занятости населения на имеющиеся вакансии медперсонала. Представитель администрации учреждения посещает медицинские учебные заведения в день открытых дверей и приглашает молодых специалистов на работу в онкологический диспансер.

Лицам, виновным в нарушениях законодательства о закупках, объявлено административное взыскание. В настоящее время при работе с Федеральным законом № 44-ФЗ в учреждении установлен контроль над соблюдением лимита суммы запланированных закупок. Приняты меры по начислению пеней поставщикам за неисполнение условий, предусмотренных в заключенных контрактах, на общую сумму свыше 1 млн рублей. Ведётся работа по недопущению нецелевого и неэффективного использования денежных средств.

Всё медоборудование, полученное диспансером, поставлено на балансовый учет и используется в полной мере. Проведена внутренняя проверка движения лекарственных средств учреждения и усилен контроль за предметно-количественным учетом медицинских препаратов. По отношению к должностным лицам, виновным в нарушениях в части учета лекарственных средств и медицинских препаратов, применены административные взыскания.

Отчет КСП по результатам проведенной проверки рассмотрен на заседании постоянного комитета по социальной политике регионального парламента. Решением комитета отчет принят к сведению.