Тема номер один – повышение эффективности бюджетных расходов

2015-06-24 2В Государственной Думе 23 июня состоялись парламентские слушания на тему «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы». По приглашению председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова в слушаниях приняла участие председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова.

 

Открывая слушания, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин назвал тему эффективности бюджетных расходов ключевой как для дальнейшего социально-экономического развития страны, так и для повышения качества жизни россиян. «Главным критерием для всех ветвей власти должна стать результативность использования каждого бюджетного рубля. Поэтому при сокращении бюджетных расходов должен быть использован системный, понятный и прозрачный подход. Не просто незамысловатое секвестирование в бюджеты на 5, 10 или 15 процентов, а рациональное перераспределение средств с учетом долгосрочных целей, необходимости инвестиции в приоритетные стратегические проекты, приоритетные направления и, конечно, инвестиции в человеческий капитал», – подчеркнул Сергей Нарышкин. Обратившись к результатам проверок расходования бюджетных средств, спикер Госдумы напомнил, что Счетной палатой в минувшем году выявлено более двух с половиной тысяч нарушений на общую сумму почти в полтриллиона рублей и основные из них связаны с несоблюдением принципа эффективности бюджетных расходов.

2015-06-24 3Обеспечить эффективное расходование средств, предусмотренных в бюджете, призван механизм государственных программ. Сегодня реализуется 39 госпрограмм, это 63% федерального бюджета. К 2017 году программную часть федеральной казны планируется увеличить до 95%. Вместе с тем, по оценке министра финансов РФ и председателя Счетной палаты РФ, госпрограммы как таковые ещё не заработали и должного эффекта от них пока не получили. Впереди – достижение главной цели, которая сводится к увязке затрат с конкретными достижимыми результатами. «Для запуска программного подхода необходимо реализовать ряд мер, – полагает министр финансов Антон Силуанов. – Первое, четко определить цели, причем цели определять, возможно, с учетом и с участием независимых экспертов. Как показывает мировой опыт, именно так поступают страны, которые добиваются повышения эффективности бюджетных расходов». Далее было заявлено о необходимости определить реалистичные расходы на каждую госпрограмму, включить в состав целевых индикаторов подпрограммы, характеризующие доступность, качество муниципальных услуг и государственных услуг в соответствующих сферах. Наряду с этим к неотъемлемым условиям превращения госпрограмм в реальный инструмент для повышения эффективности расходов отнесены система внешнего аудита и обеспечение реальной ответственности министерств и ведомств за качество и эффективность реализации программ.

2015-06-24 4Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, в свою очередь, обратила внимание на необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования оценки эффективности использования бюджетных средств. По словам Татьяны Голиковой, действующее бюджетное законодательство не дает четкого понимания, что такое эффективность, отсутствует комплексная оценка эффективности расходов, не формализованы критерии, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли израсходованы бюджетные средства. По мнению Счетной палаты, оценка эффективности должна быть направлена не только на сравнение установленных и фактически достигнутых показателей и затраченных средств, но и на анализ полноты и качества социально-экономических эффектов, степени удовлетворенности предоставляемых обществу услуг. «В преддверии формирования бюджета на 2016–2018 годы основными инструментами повышения эффективности должны стать инвентаризация обязательств, анализ эффективности уже произведенных расходов на всех стадиях бюджетного процесса и учет его результатов для будущих бюджетных циклов», – сообщила Татьяна Голикова.

В качестве одной из мер повышения эффективности отмечалась и контрактная система, но на сегодняшний день не все ее механизмы заработали. Надежды возлагаются на планирование, внедрение автоматизированной системы управления закупками, обоснование закупок и нормирование в этой сфере, которые предполагается ввести с 2016 года.

Участники парламентских слушаний также сошлись во мнении о резерве повышения эффективности расходов за счет разграничения полномочий между органами публичной власти. Сделан акцент на необходимости закреплять надежный источник финансирования при передаче полномочий. Так, по словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой, по полномочиям в области лесных отношений, на которые ежегодно уходит порядка 1 млрд рублей, федеральное софинансирование не превышает 38 процентов. «Самый важный финансовый дисбаланс возникает из-за того, что большую часть расходов на содержание делегированных полномочий несет региональный бюджет, а доходы поступают в бюджет федеральный, – считает Наталья Комарова. – Только за ущерб, причиненный лесному фонду, в 2014 году перечислено более миллиарда рублей». В ответ на данное замечание Сергей Нарышкин проинформировал о том, что накануне Госдума приняла в первом чтении поправку в Бюджетный кодекс, которая, в случае принятия закона, обяжет Правительство РФ при внесении проекта бюджета в Государственную Думу давать обоснования стоимости передаваемых полномочий.

2015-06-24 5Подводя итоги парламентских слушаний, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров подчеркнул, что структура бюджета гораздо важнее сбалансированности. «Нельзя при помощи постоянного секвестра бюджета добиваться его сбалансированности... Не может быть одно в ущерб другому. Я не предлагаю бездумно тратить, но всё-таки мы должны понять, что перед нами стоят несколько иные цели, чем просто сбалансированный бюджет и сохранение резервов», – сказал Андрей Макаров.

В завершение обсуждения было отмечено, что рекомендации, прозвучавшие в ходе парламентских слушаний, будут учтены при подготовке бюджета на 2016–2018 годы.

Фото с сайта www.duma.gov.ru