В центре внимания – использование бюджетных средств на формирование областного резерва топлива и резерва материально-технических ресурсов

2014-11-18 1Контрольно-счётная палата провела проверку законности и результативности использования средств областного бюджета на формирование областного резерва топлива и резерва материально-технических ресурсов для устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

Отчёт по итогам контрольного мероприятия рассмотрен 17 ноября на заседании постоянного комитета регионального парламента по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам под председательством Александра Тягунова.

– Объектом проверки было Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области. В ходе работы были проведены встречные проверки на восьми объектах в Бельском и Лесном районах, городах Белый и Старица, – сообщила депутатам председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова.

Областной резерв топлива был создан в 2006 году посредством его приобретения за счёт средств бюджета Тверской области. Отпуск топлива из резерва для муниципальных теплоснабжающих предприятий и организаций предполагался на возвратной основе. Областной резерв материально-технических ресурсов для устранения аварий на объектах ЖКХ и социальной сферы был создан в 2005 году. Предусматривалось предоставление муниципалитетам ресурсов из данного резерва на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением отдельных позиций), на основании заключённых договоров.

За 2006–2013 годы на эти цели из областного бюджета было израсходовано 130,6 млн рублей. Контрольно-счётная палата проверила использование средств за 2013 год и за периоды, связанные с образованием задолженности по этим резервам.

По областному резерву топлива

По результатам контрольного мероприятия выявлены недостатки в проверяемой сфере. Так, вопреки требованиям Положения об областном резерве топлива и условиям заключенных договоров на заимствование топлива из областного резерва шесть муниципальных образований не исполнили свои обязательства по возврату топлива в областной резерв. По состоянию на 1 января 2014 года задолженность составила 5 263 тонны на общую сумму порядка 32 млн рублей. Наибольшая сумма такой задолженности зафиксирована в Осташковском районе (17,6 млн руб.), Бельском районе (5,7 млн руб.) и городе Твери (4,2 млн руб.). При этом Министерство ТЭК и ЖКХ области не предъявляло требований к администрациям муниципалитетов в части исполнения обязательств по муниципальным гарантиям до истечения их срока.

В отчёте по итогам проверки также отмечено наличие сверхнормативного запаса топлива в областном резерве в количестве 194 тонн по состоянию на 1 января текущего года. Министерству предложено сократить сверхнормативный запас.

По резерву материально-технических ресурсов

В ходе контрольного мероприятия обращено внимание на имеющиеся недостатки в планировании средств на формирование резерва материально-технических ресурсов (МТР) для устранения аварий на объектах ЖКХ и социальной сферы. Фактически перечень материально-технических ресурсов формируется в начале года, на который он составляется, т.е. в январе-марте, на основании анализа заявок и отпуска МТР за предшествующий год. В связи с этим планирование бюджетных ассигнований по формированию областного резерва МТР на очередной финансовый год осуществляется без соответствующего перечня. В результате, в проверяемом периоде формирование областного резерва осуществлялось в отдельных случаях без соблюдения номенклатуры и утвержденного количества МТР. Так, например, были закуплены материально-технические ресурсы, отсутствующие в утвержденном перечне, на сумму 2,03 млн рублей.

Проверкой соблюдения обязательств, предусмотренных договорами о взаимодействии при передаче и использовании МТР, заключенными с муниципальными образованиями, установлено 32 случая получения материально-технических ресурсов позже установленного срока. В то же время муниципальные образования, со своей стороны, не всегда соблюдали сроки предоставления информации об использовании полученных ресурсов. Кроме того, выявлен случай предоставления недостоверной информации. Администрация города Старица сообщила об использовании 100 оцинкованных листов на устранение аварийной ситуации по договору от 19.08.2013; встречной выездной проверкой было установлено завышение расхода на 59 листов на общую сумму 35,9 тыс. рублей.

Проверяющие также обратили внимание на имеющиеся пробелы в Положении о резерве материально-технических ресурсов для устранения аварий на объектах ЖКХ и социальной сферы Тверской области. Действующий механизм выделения ресурсов для ликвидации аварийных и предаварийных ситуаций на безвозмездной основе не стимулирует муниципалитеты и организации ЖКХ к созданию на локальном уровне собственных резервов МТР для устранения возможных аварий. Кроме того, в действующем Положении не предусмотрен механизм возврата неиспользованных остатков, не прописана необходимость ведения учёта обращений, по которым отказано в выделении ресурсов. Учитывая выявленные недостатки, сделан вывод о необходимости корректировки Положения о резерве материально-технических ресурсов.

Принятые меры

В целях устранения выявленных нарушений Контрольно-счётная палата направила представление в Министерство топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Тверской области. О результатах проверки проинформированы Законодательное Собрание, Губернатор Тверской области и региональное Министерство финансов.

Министерство ТЭК и ЖКХ Тверской области проводит работу по устранению выявленных нарушений и недостатков. В частности, скорректирована нормативная база по областному резерву топлива с учётом замечаний КСП. Кроме того, в государственной программе «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» на 2013–2018 годы» актуализировано значение показателя «нормативный запас мазута в областном резерве топлива».

В настоящее время разрабатывается новый порядок управления областным резервом материально-технических ресурсов, который будет являться частью резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера. Предполагается постепенный переход на формирование резерва объектами многоразового применения на возвратной основе.

Комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, рассмотрев отчёт по итогам проверки и заслушав пояснения руководителя профильного министерства, принял решение направить свои рекомендации в адрес Правительства Тверской области и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.