Приняты решения по итогам проверки Главного управления по труду и занятости населения Тверской области

Постоянный комитет регионального парламента по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству под председательством Олега Лебедева рассмотрел информацию КСП об итогах проверки Главного управления по труду и занятости населения Тверской области.

Проверка проводилась в отношении использования в 2012 году средств областного бюджета на реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности граждан на рынке труда, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Содействие занятости населения Тверской области и реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда на 2012–2014 годы». Результаты проверки представила председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова.

Задача повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда решалась посредством мероприятий, направленных на психологическую поддержку, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, а также путём организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профобучения.

В проверенном периоде направление на обучение безработных осуществлялось центрами занятости Тверской области по 110 специальностям, включённым в Перечень приоритетных специальностей для организации профессионального обучения безработных граждан в 2012 году. Данный перечень был разработан Главным управлением по труду и занятости населения и согласован с Минэкономразвития Тверской области. В течение 2012 года к обучению по направлениям службы занятости приступило 2 358 человек. Кроме того, продолжили обучение 345 человек, начавших обучение в 2011 году. Численность граждан, закончивших профессиональное обучение в 2012 году, составила 2605 человек, или 96,4% от количества обучавшихся. Изучение ситуации на рынке труда Тверской области показало, что наиболее востребованными в проверенном периоде были рабочие специальности, в том числе бухгалтер, водитель погрузчика, водитель автомобиля, оператор котельной, кладовщик, охранник, парикмахер, электрогазосварщик и ряд других.

Услуги по профориентации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения в 2012 году получили 30 501 человек, или 114,4% от целевого показателя.

В своём выступлении председатель Контрольно-счётной палаты в первую очередь обратила внимание на выявленные проблемы нормативно-правового регулирования в проверенной сфере, в том числе на неполноту административных процедур и недостатки целевых показателей программы. Так, в проверяемом периоде и по настоящее время отсутствуют федеральные стандарты госуслуг в части профобучения, которые в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» должны применяться субъектами РФ. Нестыковки результативных показателей в утверждённых Минздравсоцразвития РФ Административном регламенте профобучения и Положении об организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения, которыми руководствовались центры занятости, сказались на качестве реализации программы. В частности, по Административному регламенту результат предоставления госуслуги подтверждается только направлением гражданина на обучение, а согласно вышеуказанному Положению результат должен быть подтверждён документом о фактическом получении гражданином профессии, повышении квалификации, переподготовке. Следствием этого стала недостоверность данных об исполнении результативных показателей программы, в связи с включением неаттестованных граждан в показатель закончивших обучение. Согласно выводам КСП, показатели программы не отражали реальной картины о результативности госуслуги по профобучению безработных граждан, поскольку они не давали представления об истинном количестве граждан, получивших профессию или квалификацию в результате обучения и впоследствии трудоустроившихся, что не позволило оценить эффективность реализованных мероприятий.

Контрольно-счётная палата рекомендовала Главному управлению по труду и занятости населения области принять меры по установлению объективных показателей результатов госуслуги по профподготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, отражающих реальное количество получивших профессию, квалификацию и впоследствии трудоустроенных граждан. Постановлением Правительства Тверской области от 04.02.2014 №48-пп внесены соответствующие изменения в госпрограмму «Содействие занятости населения Тверской области» на 2013-2018 годы: мероприятия программы дополнены рекомендованными показателями.

По предложению КСП Главным управлением по труду и занятости населения области проведена оценка масштабов и причин досрочного прекращения обучения безработными гражданами по направлениям службы занятости в целом по региону. Согласно представленным сведениям, по результатам обучения в 2012 году не аттестовано 25 человек (0,9% от численности завершивших обучение), в 2013 году – 9 человек (0,5%). Среди причин – трудоустройство, выезд в другую местность, заболевание, неявка, нерегулярное посещение, самовольное прекращение обучения, административное наказание и т.д.

В целях предотвращения безрезультативных расходов было предложено оптимизировать порядок расчётов центров занятости с образовательными учреждениями за обучение граждан по направлениям службы занятости в случаях досрочного прекращения обучения безработными гражданами. В результате, разработана и направлена в центры занятости примерная форма государственного контракта на оказание услуги по профобучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по направлению службы занятости населения, куда включены положения о том, что в случае отчисления граждан досрочно по любым основаниям центр занятости оплачивает только фактическое время их обучения, определённое на основании табелей посещаемости. По условиям госконтракта гражданам, не прошедшим итоговую аттестацию, образовательная организация обязана обеспечить повторное прохождение итоговой аттестации без дополнительной оплаты.

– Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области приняты необходимые меры, направленные на повышение эффективности расходов и предотвращение безрезультативных расходов, предусмотренных на мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан, – отметила председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова, подводя итоги контрольного мероприятия.

Приняв к сведению отчёт КСП и заслушав пояснения начальника Главного управления по труду и занятости населения Тверской области Сергея Исаева, члены комитета рекомендовали Главному управлению по труду и занятости населения в дальнейшей работе учесть замечания Контрольно-счётной палаты в целях повышения результативности бюджетных расходов.