Контрольно-счётная палата проверила Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования

Комитет Законодательного Собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам под председательством Александра Тягунова рассмотрел отчёт КСП Тверской области об итогах проверки использования средств областного бюджета, направленных на предоставление субсидий в виде имущественных взносов Тверскому областному фонду ипотечного жилищного кредитования.

Проверка проведена по инициативе Губернатора Тверской области. О результатах доложила председатель Контрольно-счётной палаты Тверской области Татьяна Ипатова.

На заседании комитета отмечалось, что Фонд является некоммерческой организацией, учреждённой Правительством Тверской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области,  администрацией Зубцовского района в лице комитета по управлению имуществом Зубцовского района и муниципальным казённым специализированным учреждением «Тверьэффектинвест». Основная цель деятельности Фонда – создание и развитие социально ориентированной системы долгосрочного ипотечного кредитования, основанной на рыночных принципах приобретения и строительства жилья на территории региона.

27 мая 2010 года  между Администрацией Тверской области и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) было заключено соглашение о сотрудничестве по стимулированию строительства жилья эконом-класса, в соответствии с которым Фонд является региональным оператором АИЖК и выполняет функции поставщика закладных и агента по  сопровождению закладных (именных ценных бумаг, удостоверяющих права их законных владельцев на получение исполнения по кредитному договору или договору займа, обеспеченному залогом предмета ипотеки).

Объём субсидий в виде имущественных взносов, полученных Фондом  из средств областного бюджета в проверяемом периоде,  составил 85,5 млн. рублей: в 2009 году – 30 млн. руб., в 2010 году – 45 млн. руб., в 2011 году – 5 млн. руб., в 2012 году – 5,5 млн. рублей.

Эти деньги были использованы в качестве оборотных средств на осуществление долгосрочных финансовых вложений и на текущую деятельность, в том числе на выкуп закладных у банков. При этом, как следует из материалов контрольного мероприятия, в 2010-2011 годах выдано всего 5 ипотечных кредитов, причём три из них – генеральному директору и двум сотрудникам Фонда.

Раздельный учёт расходов, произведённых за счёт собственных средств и за счёт средств субсидий, в Фонде отсутствовал. В связи с этим проверить целевое использование предоставленных субсидий по каждой статье расходов не представилось возможным. При этом выявлены факты завышения расходов за счёт средств субсидий на общую сумму 1,2 млн. рублей.

Установлено, что в целом деятельность Фонда в проверяемом периоде характеризуется отрицательными результатами. По итогам работы за 2009 год получен убыток в размере 1,2 млн. руб., за 2010 год убыток составил 398 тыс. руб., за 2011-й – 969 тыс. рублей. При этом анализ расходов показал, что в 2010 году, с приходом нового генерального директора, расходы на оплату труда увеличились в 2,8 раза. Штатное расписание на 2010 год, устанавливающее увеличение окладов сотрудникам, было утверждено руководством в нарушение Устава Фонда.

Фонд и его должностные лица участвовали в создании целого ряда хозяйственных обществ, с которыми Фонд взаимодействовал. При этом деятельность этих юридических лиц напрямую влияла на результат финансово-хозяйственной деятельности Фонда.

Так, Фонд, имея необходимые ресурсы для осуществления самостоятельной деятельности, фактически всю свою выручку (80%) перечислял ООО «ИпЦ», с которым у него был заключен договор об оказании услуг, и эта организация, по сути, осуществляла полномочия самого Фонда. При этом в «ИпЦ» работали сотрудники Фонда и получали там ещё одну зарплату за те же обязанности, которые они выполняли в Фонде.

В ходе проверки не были представлены протоколы заседаний Президиума Совета Фонда, к компетенции которого относятся согласование сметы расходов, утверждение отчёта генерального директора об исполнении сметы, принятие решения об участии в других организациях. Также отсутствовали  протоколы Попечительского Совета, который в соответствии с Уставом должен осуществлять надзор за деятельностью Фонда. Кроме того, сделан вывод об отсутствии в проверяемом периоде должного контроля со стороны комитета по управлению имуществом Тверской области (а затем – Министерства  имущественных и земельных отношений) за целевым использованием Фондом полученных субсидий и соответствием данных в представленных отчётах фактическим расходам за счёт средств субсидий.

По словам Татьяны Ипатовой, проверка показала неполноту механизмов реализации долгосрочной целевой программы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы». В соответствии с программой Фонд должен был доводить до сведения граждан решения о правомерности предоставления социальных выплат, подготавливать договоры для подписания получателями социальных выплат, составлять отчёты-заявки с указанием категории получателей социальных выплат, сумм выплат. При этом в программе не были установлены ни порядок принятия решения о правомерности предоставления или об отказе в предоставлении социальной выплаты, ни кто принимает решение и как оно оформляется. Также не были определены сроки перечисления социальных выплат гражданам после заключения договора. По мнению КСП, всё это ведёт к незащищённости граждан.

По результатам проверки отчёт направлен в Правительство Тверской области, следственное управление Следственного комитета РФ по Тверской области и в областную прокуратуру. В Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области направлены представления.

Министерству имущественных и земельных отношений рекомендовано подготовить проект изменений в Порядок определения объёма и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, учредителем которых является Тверская область, – с целью уточнить порядок определения объёма субсидий, предоставляемых Фонду. Кроме того, Министерству рекомендовано  осуществлять проверки целевого использования Фондом полученных субсидий и  соответствия данных в представленных отчётах фактическим расходам за счёт средств субсидий.

В ходе состоявшегося обсуждения по результатам контрольного мероприятия депутаты заслушали информацию о принятых мерах по исправлению выявленных недостатков и нарушений.

В частности, как прозвучало на комитете, в декабре прошлого года были сделаны кадровые выводы – принято решение о смене руководства Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования. Необходимые изменения претерпела и структура Фонда.

Новый генеральный директор Фонда Олеся Арсентьева сообщила о том, что замечания Контрольно-счётной палаты учтены.  Учёт средств, получаемых из областного бюджета, и средств Фонда с апреля 2013 года осуществляется по разным счетам. По словам Олеси Арсентьевой, благодаря наведению порядка в деятельности Фонда первое полугодие 2013 года он завершил с прибылью в размере более 1,3 млн. рублей.

Члены комитета решили принять к сведению отчёт КСП и направить свои рекомендации по совершенствованию организации ипотечного жилищного кредитования в регионе в адрес Правительства Тверской области.