Бюджетному процессу – новое качество

Перспективам совершенствования бюджетного процесса в Тверской области было посвящено общее собрание членов региональной Ассоциации органов внешнего финансового контроля, организованное 20 сентября в режиме видеоконференции на базе областного Управления Федерального казначейства и его структурных подразделений.

В мероприятии приняли участие представители Управления Федерального казначейства по Тверской области, Контрольно-счётной палаты региона, представительных и контрольно-счётных органов муниципальных образований Тверской области.

Как известно, осень – пора рассмотрения и утверждения бюджета, который является главным финансовым документом любой территории.  В последнее время Бюджетный кодекс Российской Федерации претерпел существенные изменения, что и определило повестку дня видеоконференции.

Руководитель Управления Федерального казначейства по Тверской области Марина Подтихова осветила новации в бюджетном законодательстве в связи с вступлением в силу Федеральных законов № 104-ФЗ от 07.05.2013 и № 252-ФЗ от 23.07.2013.

Особое внимание было уделено изменениям, связанным с переходом к формированию бюджета на основе программно-целевого принципа. В масштабах страны этот переход должен осуществиться в полном объёме, начиная с 2014 года. Расходы будут планировать и осуществлять в разрезе программ, призванных решать проблемы социально-экономического развития территорий.

Ещё одно важное нововведение связано с необходимостью соблюдения принципа эффективности бюджетных расходов. Средства, не использованные учреждениями на оплату заключенных контрактов в течение финансового года, можно получить в следующем году в таком же объёме. Таким образом, теперь есть реальная возможность решить «проблему четвёртого квартала» – не торопиться с освоением средств в конце года в ущерб качеству работ, товаров и услуг.

Повышению прозрачности исполнения бюджета, в свою очередь, послужит «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации». Данный ресурс, создание и ведение которого осуществляет Федеральное казначейство,  предназначен для обеспечения доступа к информации о бюджете, бюджетном процессе, а также к другим сведениям, определяемым Министерством финансов Российской Федерации.

Как отметила председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова, информация, подготовленная региональным УФК, имеет большое значение для всех участников видеоконференции:

Изменения в сфере финансово-бюджетного законодательства, включая новые подходы к планированию расходов и разработку программ для решения проблем социально-экономического развития – как на региональном, так и на муниципальном уровнях, требуют и иного подхода к контролю за состоянием и расходованием местных бюджетов. Значимая роль на современном этапе отводится аудиту эффективности, который позволяет оценить соответствие результатов деятельности установленным целям и задачам, а также подготовить рекомендации по повышению эффективности деятельности.

Тему изменений в законодательных актах Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса продолжил руководитель экспертно-правового отдела КСП Тверской области  Юрий Фёдоров. Он подробно рассказал об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях в части обеспечения полномочий должностных лиц контрольно-счётных органов и исполнительных органов власти при участии в производстве по делам об административных правонарушениях.

В частности, Федеральным законом № 252-ФЗ от 23.07.2013  внесены изменения в КоАП РФ, увеличивающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства с одного года до двух лет, а также повышающие штрафные санкции в отношении  должностных лиц.

Новшества также коснутся государственных и муниципальных закупок. На смену Закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 идёт Закон № 44-ФЗ, регулирующий отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно новому закону аудит в сфере закупок будет осуществляться Счётной палатой, контрольно-счётными органами субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения их целей. Проверке, анализу и оценке подлежит информация о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам. Кроме того, органы аудита будут обобщать полученные результаты, устанавливать причины выявленных недостатков, готовить предложения по их  устранению, а также по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок.

В целях повышения эффективности работы муниципальных контрольно-счётных органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере  председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова представила участникам видеоконференции перечень типовых нарушений, выявленных Контрольно-счётной палатой региона в 2010-2012 годах при проведении проверок в муниципальных образованиях. В их числе отмечены нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие и исполнение расходных обязательств по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения,  нарушения и недостатки при распоряжении муниципальной собственностью и земельными ресурсами.

По итогам работы члены Ассоциации органов внешнего финансового контроля Тверской области приняли резолюцию с рекомендациями в адрес Ассоциации и муниципальных контрольно-счётных органов.

Контрольно-счетным органам муниципальных образований Тверской области рекомендовано:

- при установлении приоритетных направлений деятельности исходить из необходимости реализации контрольных функций в условиях  перехода на формирование бюджетов бюджетной системы РФ на программной основе;

- в целях реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обеспечить подготовку к деятельности по осуществлению аудита в сфере закупок;

- в целях реализации условий ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ (бюджетные меры принуждения) осуществлять мониторинг процесса принятия финансовыми органами муниципальных образований Порядков исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения;

- в целях повышения эффективности контрольной деятельности использовать в своей работе перечень типовых нарушений, выявленных Контрольно-счётной палатой Тверской области при проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях Тверской области в 2010-2012 годах.

Ассоциации органов внешнего финансового контроля Тверской области, в свою очередь, рекомендовано:

- уделить особое внимание оказанию правовой и методической помощи контрольно-счётным органам муниципальных образований Тверской области по вопросам, связанным  с переходом на формирование бюджетов бюджетной системы РФ на программной основе, реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- обеспечить условия для осуществления постоянного обмена опытом между финансовыми контролёрами Тверской области, проведение семинаров и практических занятий по вопросам совершенствования бюджетного процесса в Тверской области.