После проверки КСП усовершенствована региональная нормативная правовая база, регламентирующая организацию отдыха и оздоровления детей

Информация об этом прозвучала 18 апреля в Законодательном Собрании Тверской области на заседании постоянного комитета по социальной политике. В центре внимания было обсуждение результатов проверки по вопросу использования средств областного бюджета на отдых и оздоровление детей в 2011 году и за период с 1 июня по 1 сентября 2012 года.

Проверка прошла под руководством аудитора Контрольно-счётной палаты Тверской области Натальи Казалинской. Объектами контроля были Министерство социальной защиты населения Тверской области с подведомственными учреждениями, Министерство образования Тверской области, Управление образования администрации города Твери с подведомственным МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования города Твери» и МУ «Загородный лагерь «Салют» (г. Кимры).

Проверены расходы областного бюджета на организацию мероприятий по оздоровлению и отдыху детей за 2011-2012 годы в сумме 320 млн. рублей. По данным проверки, в общей сложности за счёт средств областного бюджета в 2011 году полностью или частично оплачено 11580 путёвок, в 2012 году – 10442 путёвки.

В результате проверки выявлен ряд проблем, в числе которых недостатки нормативных правовых актов Тверской области, регулирующих вопросы организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей. В частности, в проверяемом периоде нормативными правовыми актами Тверской области не были установлены условия и порядок оплаты стоимости проезда детей к местам отдыха и обратно, порядок страхования воспитанников социально-реабилитационных и интернатных учреждений на время пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления. Проверяющие также обратили внимание на отсутствие порядка распределения и предоставления путёвок в загородные оздоровительные лагеря для воспитанников социально-реабилитационных учреждений, интернатов и детских домов, порядка учёта направленных и отдохнувших детей. Недостатки нормативно-правового характера в значительной мере обусловили нарушения, установленные проверкой.

– Главная проблема – отсутствие в проверяемом периоде надлежащего учёта путёвок и учёта детей, направленных и фактически отдохнувших в организациях отдыха, – подчеркнула аудитор КСП Наталья Казалинская. – Как на региональном, так и на муниципальном уровне отмечена неполная регистрация обращений граждан за предоставлением путёвок в загородные оздоровительные лагеря, что не позволило оценить степень удовлетворённости потребности населения в путёвках. Так, в Управлении образования города Твери в отсутствие установленного муниципальным правовым актом порядка приобретения и оплаты путёвок в организации отдыха детей зарегистрирована лишь треть заявок граждан на путёвки от количества проданных путёвок.

Проверкой установлены многочисленные факты, свидетельствующие о ненадлежащей организации работы с путёвками на всех этапах их использования, начиная от загородных лагерей и заканчивая областными министерствами соцзащиты и образования. Кроме того, многочисленные замечания касались качества и полноты оформления обратных талонов, принятых Министерством образования Тверской области от лагерей.

Проверкой установлены нарушения законодательства о закупках, касающиеся приобретения путёвок без конкурсных процедур, на общую сумму 4,4 млн. рублей. Помимо этого, выявлены нарушения действовавших нормативных правовых актов в части нормативных требований по возрасту и категорийности, продолжительности отдыха.Так, Министерством образования Тверской области произведены расходы по оплате отдыха лиц, не являющихся детьми согласно законодательству (старше 18 лет), в 2011 году в сумме 218,1 тыс. рублей (26 случаев), в 2012 году в сумме 42,7 тыс. рублей (4 случая).

В ходе контрольного мероприятия в адрес Управления образования администрации г. Твери были выражены сомнения в возможности соблюдения требований к питанию детей в лагерях, так как в соответствии с заключенными контрактами расходы на питание на одного ребенка в муниципальных загородных лагерях города Твери осуществлялись в 2012 году из расчета 174,75 рублей в день, что на 58,25 рублей (25%) ниже стоимости одного дня питания ребенка в загородном стационарном оздоровительном лагере, установленной постановлением администрации города Твери от 15.03.2012 в размере 233 рублей. Управление образования сообщило о соблюдении норм питания. Вместе с тем в сентябре стали известны итоги надзорных мероприятий, проведённых Управлением Роспотребнадзора по Тверской области, по вопросам организации питания в муниципальных лагерях в ООО «Тверской школьник», осуществлявшем организацию питания в муниципальных загородных лагерях города Твери. Роспотребнадзором были установлены нарушения условий и сроков хранения пищевых продуктов, использование продуктов, запрещенных в детском питании. Помимо этого, отмечалось несоответствие фактического питания согласованному примерному двухнедельному меню, повторяемость блюд в течение двух-трёх дней, невыполнение суточных норм питания и другие нарушения.

По результатам проверки КСП направила представления в Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство образования Тверской области и Управление образования администрации города Твери.

Во исполнение рекомендаций по устранению нарушений органами исполнительной власти проведена соответствующая работа. О принятых мерах на комитете по социальной политике доложили представители проверенных министерств и Управления образования администрации города Твери.

В частности, учтены предложения КСП, касающиеся совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в трудной жизненной ситуации и детей-сирот, воспитанников интернатных учреждений и детских домов Тверской области, а также условий предоставления субсидий муниципальным образованиям на организацию отдыха и оздоровления в каникулярное время. Приняты постановления Правительства Тверской области, которыми порядки организации обеспечения отдыха и оздоровления детей в трудной жизненной ситуации и порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям изложены в новой редакции с учётом предложений КСП.

Кроме того, было сообщено о разработке необходимых локальных актов Министерства образования Тверской области и Министерства социальной защиты населения Тверской области, а также муниципальных актов по городу Твери.

Проверенными объектами проведены рабочие совещания и служебные проверки. Применены меры дисциплинарного воздействия к четырём сотрудникам Министерства образования Тверской области, двум сотрудникам Министерства социальной защиты населения Тверской области и четырём руководителям загородных лагерей, подведомственных Управлению образования г. Твери.

Материалы проверки направлены в областную прокуратуру и Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области для принятия решения о необходимости применения мер соответствующего реагирования по выявленным фактам нарушений законодательства.

Обсудив итоги проверки и заслушав информацию о мерах, принятых по её результатам, комитет по социальной политике решил принять к сведению отчёт Контрольно-счётной палаты.