Внешний и внутренний финансовый контроль: взаимодействие продолжается

17 декабря в Счетной палате РФ состоялась конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР). Темой для обсуждения стали вопросы взаимодействия органов внешнего и внутреннего финансового контроля.

В работе конференции, которую провёл Председатель Счётной палаты РФ, Председатель Ассоциации контрольно-счётных органов РФ Сергей Степашин, приняли участие зам. Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, и.о. руководителя Росфиннадзора Эли Исаев, Генеральный директор Государственной корпорации «Фонд ЖКХ» Константин Цицин, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, члены Коллегии Счётной палаты РФ, Ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счётных органов РФ Николай Столяров, руководители контрольно-счетных органов субъектов Федерации, члены Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов, представители общественных и научных организаций. Тверскую область на конференции представляла председатель КСП области Татьяна Ипатова.

Открывая конференцию, глава Счётной палаты России Сергей Степашин подчеркнул, что современный этап в развитии системы государственного финансового контроля обусловлен, прежде всего, новациями в законодательстве (вступающими в силу в следующем году), которые определят рамки и дальнейшее содержание деятельности контрольно-счетных органов всех уровней.

Законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства», принятый депутатами Государственной Думы в первом чтении, нацелен на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами. Предлагаемые изменения разграничивают полномочия между органами внешнего и внутреннего финансового контроля, уточняют бюджетные полномочия органов внешнего финансового контроля и усиливают ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Как отметил Сергей Степашин, новая законодательная база создаёт новые условия взаимодействия органов внешнего и внутреннего финансового контроля

– В целом, мы позитивно оцениваем предлагаемые изменения в действующее законодательство, – сказал Сергей Степашин. – Но полагаем, что ряд вопросов ещё требует уточнения с точки зрения согласования с законами, которые регулируют деятельность Счётной палаты РФ и контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Надеемся, что решение этих вопросов возможно в рамках второго чтения.

Ещё одна важная тема, поднятая на конференции, касалась создания действенной системы муниципального финансового контроля. По оценке главы Счётной палаты РФ, процесс формирования муниципальных контрольно-счётных органов, который осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований», идёт недостаточными темпами. Сергей Степашин обратил внимание руководителей КСО на общегосударственную значимость данного вопроса, а также на необходимость дальнейшего развития внутрирегионального и межрегионального взаимодействия.

Участники конференции также обсудили вопросы повышения эффективности использования государственных и муниципальных средств, с учётом тех задач, которые были поставлены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. С докладом об основных задачах внешнего финансового контроля, вытекающих из Послания, выступил заместитель Председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.

Он рассказал о новых подходах к планированию контроля, позволяющих обеспечить всесторонний анализ процесса финансового обеспечения устойчивого экономического роста, повысить комплексный характер, эффективность и результативность всей системы контрольных мероприятий.

– Наша контрольная работа, – сообщил зам. Председателя Счётной палаты РФ, – будет направлена на то, чтобы помогать действенному выполнению намеченных мер в приоритетных областях, снижению рисков и затрат публичных ресурсов.

Среди запланированных на 2013 год направлений работы Счётной палаты Валерий Горегляд особо выделил контроль за исполнением указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, касающихся повышения уровня жизни и социального обеспечения граждан, модернизации экономики, поддержки инновационного и инвестиционного развития. Продолжится мониторинг эффективности использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, контроль реализации программ модернизации здравоохранения и образования, участие в противодействии коррупции.

Контрольно-счётным органам субъектов Федерации и муниципальных образований предложено чётко реагировать на запросы общества по наиболее острым и болезненным вопросам, в числе которых использование бюджетных средств в сфере ЖКХ, формирование и применение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, соответствие темпов их роста предельно установленным уровням и многие другие не менее важные вопросы.

В проекте плана работы Счётной палаты РФ учтены предложения КСО субъектов Федерации о проведении совместных контрольных мероприятий. Они отражены в годовом плане работы Ассоциации контрольно-счётных органов РФ. На 2013 год запланировано 21 совместное контрольное мероприятие, для сравнения – в 2012 году их было 9. В ближайшее время, по словам зам. Председателя Счётной палаты РФ, совместные планы предстоит доработать, чтобы обеспечить максимальный охват контрольной деятельностью всех проблем, поднятых Президентом РФ.

Опираясь на президентское Послание Валерий Горегляд заявил, что работа контрольно-счётных органов и её результаты должны оказывать положительный эффект в контролируемых областях.

– Не должно быть удовлетворения только от сухих цифр, количества проверок, числа охваченных проверками объектов, объёмов выявленных нарушений и положительной динамики этих показателей, – подчеркнул он. – Исходя из этого, разрабатываемые в АКСОР критерии оценок деятельности КСО должны включать и качественные показатели, определяющие влияние нашей работы на преобразования в социально-экономической сфере.