Бюджет-2011: выводы внешней проверки

2012-06-26 5Контрольно-счетная палата Тверской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса провела внешнюю проверку годового отчета об исполнении областного бюджета и представила в Законодательное Собрание свое заключение. Основные выводы проверки были озвучены на постоянных профильных комитетах регионального парламента при рассмотрении законопроекта об исполнении областного бюджета за 2011 год.

Как сообщила председатель региональной КСП Татьяна Ипатова, в целом представленный отчет достоверен. В ходе внешней проверки не выявлено нарушений, препятствующих принятию Закона об исполнении областного бюджета за 2011 год. В то же время было обращено внимание на ряд направлений, над которыми необходимо работать.

В частности, невыполнение в минувшем году большинства показателей, установленных в Прогнозе социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый год, в результате недооценки отрицательного влияния спада промышленного производства говорит о необходимости повышения качества прогнозирования.

В течение года в Закон об областном бюджете было внесено семь изменений, в результате которых доходная часть по сравнению с первоначально утвержденными назначениями увеличена на 18,2%, расходная – на 27,5 процента. Областной бюджет Тверской области за 2011 год исполнен по доходам в сумме 39 млрд. 601 млн. 556 тыс. руб., или на 97,5% к плану, по расходам – в сумме 44 млрд. 545 млн. 902,1 тыс. руб., или на 90,9% от утвержденных годовых бюджетных назначений. Наиболее значительную долю расходов 2011 года составили расходы социальной направленности – 24 млрд. 648 млн. 990,9 тыс. руб., или 55,3% общего объема расходной части, из которых на социальную политику – 9 млрд. 537 млн. 806 тыс. руб. (21,4%), образование – 7 млрд. 166 млн. 951,5 тыс. руб. (16,1%), здравоохранение – 6 млрд. 146 млн. 538,9 тыс. руб. (13,8%).

2012-06-26 2Дефицит бюджета в 2011 году составил 4 млрд. 944 млн. 346,1 тыс. руб., что не превышает установленного Бюджетным кодексом предельного значения. При этом, как следует из заключения КСП, на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения объема бюджетного дефицита: по сравнению с 2010 годом он увеличился в 1,7 раза, по сравнению с 2009-м – в 1,8 раза.

2012-06-26 3Государственный долг Тверской области по состоянию на 1 января 2012 года возрос по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2011 года в 1,4 раза и составил 17 млрд. 794 млн. 619,4 тыс. рублей. Просроченная задолженность по долговым обязательствам Тверской области на начало текущего года отсутствует. Структура госдолга в 2010-2011 годах характеризуется увеличением доли кредитов от кредитных организаций в 1,7 раза и уменьшением доли долговых обязательств области в государственных ценных бумагах в 1,6 раза.

Одной из нерешенных проблем остается неполное освоение средств. Неисполнение расходов 2011 года составило 4 млрд. 475 млн. 885 тыс. рублей. В 2011 году наиболее низкий уровень исполнения отмечается по расходам на ЖКХ – 68,8%, здравоохранение – 80%, обслуживание государственного долга – 83,1%, экономику – 83,9%, физическую культуру и спорт – 85,7 процента. В связи с этим контрольно-счетная палата акцентировала внимание главных распорядителей бюджетных средств на необходимости более ответственного подхода к освоению доведенных лимитов в полном объеме.

2012-06-26 4Еще одной проблемой, требующей решения, является неравномерное исполнение бюджета, что из года в год препятствует эффективному использованию средств. 39,1% расходов 2011 года произведено в IV квартале. При этом более 40% расходов, произведенных в октябре-декабре, составляют траты на жилищно-коммунальное хозяйство (73,7%), средства массовой информации (52,5%), межбюджетные трансферты общего характера бюджетам муниципальных образований (45,7%), культуру и кинематографию (44%), национальную экономику (41,2%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность(40,8%), общегосударственные вопросы (40,5%).

При проведении внешней проверки исполнения бюджета особое внимание было уделено долгосрочным целевым программам (ДЦП). В общем объеме расходов 2011 года удельный вес расходов на реализацию ДЦП составил 15,1% при том, что в 2010 году он достигал 18,2 процента. За 2011 год по 33 долгосрочным целевым программам из 41 не обеспечено исполнение на сумму 1 млрд. 505 млн. 367,2 тыс. рублей. Наименьшее исполнение отмечается по ДЦП «Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2010-2014 годы и на период до 2020 года» (всего на 4,7%), «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2009-2012 годы» (на 12%), «Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы» (на 31,6%), «Электронная Тверская область на 2009-2011 годы» (на 35,2%), «Развитие здравоохранения Тверской области на 2009-2011 годы» (на 48,1%).

- Анализируя реализацию долгосрочных целевых программ, мы столкнулись с низким исполнением не только по деньгам, но и по показателям, что, на наш взгляд, гораздо тревожнее, - отметила председатель КСП Татьяна Ипатова. – Есть программы, исполненные на 100%, к примеру, программа ипотечного жилищного кредитования в Тверской области. Но если посмотреть на выполнение основных показателей этой программы, то выясняется, что из трех достигнут всего один. О какой эффективности можно говорить? Программно-целевой метод предполагает результат, полученный за бюджетные средства. А раз результат не достигнут, то и средства признаются потраченными неэффективно.

Как следует из заключения КСП, причины низкого исполнения программ зачастую кроются в некачественном планировании, позднем принятии необходимых нормативных правовых актов, несвоевременном заключении контрактов по закупке товаров и предоставлению услуг, а также в нарушении организациями, выигравшими конкурсы, условий контрактов. Кроме того, аудиторы отметили недостаточный контроль за выполнением работ со стороны органов исполнительной власти.

В качестве примера были приведены неосвоенные 253 млн. 853,1 тыс. руб., поступившие в областной бюджет в конце декабря, на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Основная причина – позднее (в ноябре-декабре) утверждение органами исполнительной власти соответствующих региональных программ, позволяющих получать средства софинансирования из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В итоге нереализованные в 2011 году средства будут потрачены на эти цели только в текущем году.

При исполнении областного бюджета в 2011 году был допущен ряд нарушений бюджетного законодательства, установленных КСП в результате проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, финансовая оценка которых составила 1,085 млрд., что втрое меньше в сравнении с предыдущим годом. В основном они связаны с несоблюдением норм Бюджетного, Градостроительного и Трудового кодексов, нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, выявлены нарушения Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», инструкций по бюджетному учету и о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности, утвержденных приказами Минфина РФ, а также нарушения Порядка применения бюджетной классификации РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.122010 № 190н.

В адрес ГРБС, допустивших нарушения Бюджетного кодекса и иных нормативных правовых актов, направлены представления. Контрольно-счетная палата представила свои предложения по устранению нарушений бюджетного законодательства, по повышению качества управления региональными финансами и совершенствованию бюджетного процесса.

Чтобы бюджетный процесс был более эффективным, постоянный комитет по бюджету и налогам рекомендовал Правительству Тверской области принять меры по устранению выявленных нарушений и учесть имеющиеся замечания при исполнении бюджета в текущем году.

Проект закона «Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2011 год» Законодательное Собрание рассмотрит на очередном заседании 28 июня. Профильный комитет рекомендовал депутатам принять законопроект в первом и втором чтениях с учетом таблицы поправок.