Проблемы незавершенного строительства и пути их решения

2020-20-11 1Ноябрьский выпуск бюллетеня Счетной палаты Российской Федерации посвящен актуальной теме – незавершенному строительству.

В номер вошли результаты проведенного анализа работы федеральных и региональных органов исполнительной власти по сокращению незавершенного строительства, в том числе в рамках исполнения поручений Президента и Правительства РФ, которые были даны по итогам прошлогодней проверки Счетной палаты.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что реализуемые меры не привели к принципиальным изменениям в сфере незавершенного строительства. «Среди объектов незавершенного строительства, которые финансируются из бюджетов разных уровней, – школы и детские сады, поликлиники и больницы, дороги и объекты коммунальной инфраструктуры, учреждения культуры и спортивные сооружения», — отмечает аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова.

По данным Счетной палаты России, количество объектов незавершенного строительства в 2019 году составило 63,9 тысячи, что на 2,2% больше, чем в 2018-м. По-прежнему остро стоит вопрос проблемных объектов – тех, строительство которых приостановлено или законсервировано, и тех, которые строятся более пяти лет (так называемые долгострои). «Одна из проблем, которая существенно тормозит решение задач незавершенного строительства, – несовершенное нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Оно не обеспечивает необходимые условия и действенные инструменты для эффективного сокращения объема и количества объектов незавершенного строительства», — говорится в отчете Счетной палаты.

В ноябрьском бюллетене приведены мнения экспертов, практика Счетной палаты России и региональных контрольно-счетных органов, а также международный опыт по данному направлению. С полной версией бюллетеня можно ознакомиться по ссылке.

Контрольно-счетная палата Тверской области в ходе проверок и экспертно-аналитических мероприятий также неоднократно поднимала вопрос о необходимости целенаправленной работы по сокращению объемов «незавершенки» в регионе.

По состоянию на 1 января 2020 года объем незавершенного строительства в Тверской области по объектам государственной собственности составил 2,3 млрд рублей (198 объектов капитального строительства). За прошлый год он увеличился на 645 млн рублей. Из 51 объекта, завершение строительства или реконструкции которых планировалось в 2019 году, введены 22, или 43%.

Согласно выводам КСП, причинами увеличения объемов незавершенного строительства послужили низкое качество планирования бюджетных инвестиций главными администраторами бюджетных средств, включение в адресную инвестиционную программу Тверской области объектов в отсутствие проектной документации, планирование одновременно в течение финансового года проведения проектных и строительно-монтажных работ. Проблемы также возникают из-за ненадлежащего исполнения условий государственных контрактов подрядчиками и, как следствие, увеличения сроков строительства объектов. Кроме того, отмечается наличие объектов, законченных строительством, но не введенных в эксплуатацию, не прошедших государственную регистрацию для передачи эксплуатирующим организациям.

Контрольно-счетная палата рекомендовала Правительству Тверской области активизировать работу главных распорядителей бюджетных средств, имеющих на балансе объекты незавершенного строительства (ОНС). Даны предложения по определению органа исполнительной власти, ответственного за выявление и сокращение объема незавершенного строительства, в том числе путем вовлечения таких объектов в хозяйственный оборот. Предложено разработать план мероприятий по сокращению объема незавершенного строительства, а также провести инвентаризацию ОНС.

Результатом проведенного в 2020 году анализа объемов незавершенного строительства по отрасли «Дорожное хозяйство» в части объектов государственной собственности стала выработка рекомендаций, направленных на снижение объемов незавершенного строительства в сфере дорожного хозяйства. Даны рекомендации по совершенствованию нормативных правовых актов Тверской области, регламентирующих вопросы учета незавершенного строительства, порядка списания затрат по объектам, дальнейшее строительство и использование которых не планируется. Предложено ускорить принятие решения об органе исполнительной власти региона, который будет координировать деятельность органов исполнительной власти по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства. Кроме того, рекомендовано обеспечить принятие планов поэтапного снижения количества ОНС, числящихся на балансах главных распорядителей бюджетных средств.

В соответствии с предложениями КСП областное Правительство готовит изменения в нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере деятельности, направленной на сокращение незавершенного строительства. В частности, подготовлены проекты распоряжений «О мерах по сокращению количества объектов незавершенного строительства, финансирование которых не осуществлялось три года и более за счет средств областного и муниципального бюджетов Тверской области», «О составе межведомственной комиссии по выработке мер по сокращению объектов незавершенного строительства на территории Тверской области». Разработан проект постановления «Об утверждении Порядка учета объектов незавершенного строительства на территории Тверской области». Проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления разрабатывают планы поэтапного снижения количества объектов незавершенного строительства.