Муниципальные финансы

2019-17-5 1Депутаты Законодательного Собрания Тверской области, входящие в состав постоянного комитета по бюджету и налогам, рассмотрели отчеты КСП по результатам двух контрольных мероприятий, проведенных в областном центре.

Проверка муниципального долга

Аудитор Контрольно-счетной палаты области Надежда Яковлева доложила об итогах контрольного мероприятия по вопросу формирования и управления муниципальным долгом города Твери. Проверка проведена совместно с КСП Твери.

В рамках контрольного мероприятия проанализировано состояние муниципального долга муниципалитетов Тверской области. На 1 января 2017 года он составлял 1884,4 млн руб., в начале 2018 года – 2268,1 млн руб., по состоянию на 1 января 2019 года этот показатель вырос до 2416,8 млн рублей. В то же время размер муниципального долга по муниципальным образованиям Центрального федерального округа в 2018 году снизился по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем по состоянию на 1 января 2019 года размер муниципального долга муниципалитетов Тверской области имеет одно из самых низких значений среди субъектов ЦФО: ниже только в Рязанской области – 1364,5 млн руб. и Ивановской области – 2346 млн рублей.

– Основную долю в структуре долга муниципальных образований тверского региона составляют кредиты от кредитных организаций – 91%, на бюджетные кредиты приходится 9 процентов. Увеличение долга муниципалитетов произошло за счет роста привлечения кредитов от кредитных организаций на 14% при снижении привлечения бюджетных кредитов более чем на треть, — рассказала аудитор КСП Тверской области Надежда Яковлева.

В 2015–2018 годах в Тверской области зафиксирована тенденция снижения утвержденной суммы предоставления бюджетных кредитов – с 430 млн руб. в 2015 году до 300 млн руб. в 2018 году. Объем предоставления бюджетных кредитов в основном планировался на уровне возврата бюджетных кредитов муниципалитетами в областной бюджет. Уровень исполнения бюджетных назначений по предоставлению бюджетных кредитов ежегодно снижался, за 2018 год он составил 108 млн руб. – 36% от запланированного. На неисполнение назначений повлияла низкая активность муниципалитетов по привлечению бюджетных кредитов (в 2017 году объем запрашиваемой суммы составил 58,6% от утвержденной) и недостаточное качество документов, предоставляемых муниципальными образованиями.

Город Тверь в 2017–2018 годах не подавал заявки на предоставление кредита из областного бюджета. При этом 90% от общей суммы муниципального долга муниципалитетов Тверской области приходится именно на областной центр – 2176,1 млн рублей, или 55,4% к объему собственных доходов, причем в структуре муниципального долга Твери – только кредиты, полученные от кредитных организаций. По сравнению с 2015 годом долг областной столицы увеличился в 1,8 раза. К росту муниципального долга привело исполнение городского бюджета с дефицитом, что происходит на протяжении 2010–2018 годов, при этом в последние годы размер дефицита уменьшается — с 560,4 млн руб. в 2015 году до 382,5 млн руб. в 2018-м. Превышение расходов бюджета над доходами сложилось на фоне сокращения объема налоговых и неналоговых доходов в 2015–2017 годах: в 2017 году на 455,7 млн руб. меньше, чем в 2014-м. Доля налоговых и неналоговых доходов уменьшилась с 58% в 2015 году до 48,7% в 2017-м (в 2018 году – 50,4%), что свидетельствует о снижении устойчивости бюджета города Твери и увеличении зависимости от безвозмездных поступлений.

2019-17-5 2В связи с ежегодным ростом муниципального долга Твери расходы на его обслуживание тоже увеличиваются: в 2017 году израсходовано 168,4 млн руб. в качестве выплат процентов по кредитам, для сравнения в 2015 году – 115 млн рублей. Использование бюджетных кредитов из областного бюджета по ставке 0,1% годовых привело бы к снижению расходов на обслуживание долга и, как следствие, к снижению размера дефицита бюджета, отмечается в совместном отчете КСП Тверской области и города Твери.

– Принимаемые городской администрацией меры по сокращению муниципального долга недостаточны, — резюмировала аудитор Контрольно-счетной палаты Тверской области Надежда Яковлева. — Ключевой мерой по сокращению долга является планирование и исполнение бюджета без дефицита в результате увеличения поступлений по налоговым и неналоговым доходам и оптимизации расходов, в том числе по обслуживанию долга. Основной резерв роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам города Твери – дебиторская задолженность: на 1 января 2018 года она составляла 2,4 млрд рублей, из них просроченная – 1,5 миллиарда. В целях увеличения доходной части местного бюджета необходимо повысить уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов путем принятия более действенных мер по взысканию имеющейся задолженности, а также за счет улучшения качества администрирования неналоговых доходов.

По результатам проверки в департамент финансов администрации города Твери внесено представление с рекомендациями по повышению эффективности управления муниципальным долгом, упорядочению расходов и мобилизации доходов. В апреле постановлением администрации города Твери утвержден план мероприятий по мобилизации доходов городского бюджета на период 2019–2021 годов, в котором учтены предложения КСП. На 2019 год дефицит бюджета города Твери утвержден в размере 100 млн руб., что в 2,5 раза меньше, чем в предыдущем году. На 2020–2021 годы дефицит не планируется.

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей формирование муниципального долга в виде бюджетных кредитов, привлеченных из регионального бюджета, Министерством финансов Тверской области с учетом предложений КСП разработан Порядок предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Тверской области бюджетных кредитов. Порядок утвержден постановлением Правительства региона в декабре 2018 года.

После обсуждения результатов контрольного мероприятия, проведенного Контрольно-счетными палатами Тверской области и города Твери, решением комитета по бюджету и налогам представленный отчет принят к сведению.

Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса

На этом же заседании депутаты заслушали итоги проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования отдельных межбюджетных трансфертов в городе Твери. Председатель регионального парламента Сергей Голубев пояснил, что бюджетный комитет включил два отчета КСП в повестку заседания, поскольку проблемы, поднятые в ходе этих контрольных мероприятий, взаимосвязаны и их необходимо рассматривать в комплексе.

Анализ формирования и исполнения расходной части бюджета города Твери 2015–2017 годов показал, что расходы с 2014 года ежегодно увеличивались. Исключение составил 2016 год, когда расходы уменьшились по отношению к предыдущему году на 383 млн руб. (5%). За 2017 год расходы составили 8,1 млрд руб., по сравнению с 2014 годом они выросли на 14,3 процента (1 млрд руб.). Основным источником увеличения расходной части бюджета являлись безвозмездные поступления, в первую очередь целевые межбюджетные трансферты. В 2015–2017 годах расходы бюджета Твери были осуществлены в среднем на 42,5% за счет межбюджетных трансфертов. На 1 июля 2018 года решением о бюджете доля расходов, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов, составила 53 процента. Наибольший удельный вес в расходной части городского бюджета занимают расходы на образование, национальную экономику, общегосударственные вопросы и жилищно-коммунальное хозяйство.

2019-17-5 3– При проведении контрольного мероприятия за 2017 год осуществлен сравнительный анализ расходов бюджета города Твери с расходами бюджетов административных центров субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, за исключением Москвы и Московской области. По расходам бюджета в расчете на одного жителя по итогам 2017 года Тверь заняла 9 место. Расходы составили 19 334 рублей, что ниже среднего по ЦФО на 2200 рублей, или на 10 процентов. Расходы города Твери на общегосударственные вопросы, культуру и средства массовой информации превышают средние расходы городов ЦФО, включенных в анализ, — сообщил аудитор КСП Тверской области Александр Устинов.

Расходы на содержание органов местного самоуправления в городе Твери в расчете на одного работника в 2017 году составили 1,3 млн руб. и по сравнению с 2014-м увеличились на 12% при сокращении среднесписочной численности работников на 8 процентов. Расходы на обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений, реализующих функции органов местного самоуправления города Твери, связанных с общегородским управлением, также имеют тенденцию к росту: в 2018 году на оплату труда с начислениями по указанным учреждениям было предусмотрено 93,2 млн руб., что в 2,4 раза больше, чем в 2017 году, в связи с увеличением количества учреждений с одного до пяти.

В ходе контрольного мероприятия проведена проверка реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в областном центре. В 2017 году благоустроено 45 дворовых территорий из 71 запланированной, а также 3 территории общего пользования (планировалось 4). В связи с нарушением подрядными организациями условий заключенных контрактов администрации Заволжского и Пролетарского районов, а также департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери расторгли муниципальные контракты в одностороннем порядке, оплата невыполненных работ не производилась. По результатам проверки расходов на реализацию приоритетного проекта Контрольно-счетной палатой установлены нарушения бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе и о бухгалтерском учете. По итогам контрольного мероприятия внесены представления в адрес департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери и администрации Центрального района в городе Твери, которые к настоящему времени исполнены и сняты с контроля.

Решением комитета по бюджету и налогам отчет КСП принят к сведению.