Выступление Т.В. Ипатовой на собрании членов Ассоциации органов внешнего финансового контроля Тверской области по теме «О типовых нарушениях, выявленных КСП Тверской области при проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях в 20.09.2013

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хотела бы остановиться на типовых нарушениях, которые выявлены Контрольно-счетной палатой Тверской области при проведении контрольных мероприятий в муниципальных образованиях в 2010–2012 годах.

Контрольно-счетная палата проанализировала свои проверки за указанный период и для того, чтобы оказать поддержку контрольно-счетным органам муниципалитетов, мы составили перечень типовых нарушений, которые допускаются при исполнении бюджетов в муниципальных образованиях Тверской области.

Перечень представлен в виде таблицы, где указаны нарушенные нормы законодательства и содержание нарушений. Он структурирован по направлениям.

Первое – это нарушения и недостатки при организации бюджетного процесса. Среди них следует отметить несоответствие отдельных норм Положений о бюджетном процессе в муниципальных образованиях Бюджетному кодексу Российской Федерации. Это нарушение мы фиксируем постоянно. В условиях быстро меняющегося Бюджетного кодекса необходимо так же оперативно вносить соответствующие коррективы в положения о бюджетном процессе в муниципалитетах. Эта работа должна вестись на регулярной основе.

В ряде муниципалитетов расходы на обеспечение деятельности Собраний депутатов были включены в расходы администраций муниципальных образований как главных распорядителей бюджетных средств, что свидетельствует о нарушении БК РФ и 131-ФЗ.

Кроме того, изменения в решения о бюджете подчас вносились после окончания финансового года, что, конечно, недопустимо с точки зрения Бюджетного кодекса. Поэтому прошу обратить на это особое внимание.

В ряде случаев были выявлены нормативные акты, которые приняты ненадлежащим органом, а значит, они не должны применяться. К примеру, в одном из муниципальных образований Положение о резервном фонде было утверждено постановлением главы района, а не постановлением администрации района; некоторые муниципальные долгосрочные целевые программы были утверждены решениями Собраний депутатов, а не постановлениями администраций районов. Напоминаю, что акты должны приниматься только теми органами, к полномочиям которых отнесена возможность их принятия.

По этому разделу также обращаю ваше внимание на такое нарушение, как включение в ведомственную структуру расходов районного бюджета муниципальных казенных учреждений и централизованных бухгалтерий. Они не являются органами местного самоуправления, соответственно, их не должно быть в ведомственной структуре.

Следующий блок включает нарушения и недостатки, допускаемые при распоряжении муниципальной собственностью и земельными ресурсами.

Этот объемный раздел условно можно структурировать по подразделам:

- управление имуществом как таковое и нормативное регулирование этих вопросов;

- вопросы, связанные с приватизацией муниципального имущества;

- вопросы, связанные с муниципальными унитарными предприятиями.

Что касается последних, то мы столкнулись с тем, что в нарушение положений Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»:

- перечень бухгалтерской отчетности и иных документов МУПов, необходимых для представления органам местного самоуправления не определен;

- не утверждались и, соответственно, не контролировались показатели экономической эффективности деятельности МУПов;

- не утверждалась бухгалтерская отчетность и отчеты МУПов;

- руководители МУПов о проделанной работе не отчитывались ввиду отсутствия порядка и установленных сроков отчетности руководителей МУПов о деятельности предприятий.

После ознакомления с перечнем типовых нарушений вы в своих муниципальных образованиях можете внести конкретные предложения по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в данной сфере.

В подготовленном нами перечне также нашли свое отражение нарушения и недостатки, допускаемые при расходовании бюджетных средств, среди которых непредъявление штрафных санкций к неисполнителям контрактов, переплата страховых взносов, отсутствие принятия мер к возврату дебиторской задолженности. Мы проанализировали на уровне области дебиторскую задолженность «Тверьоблстройзаказчика» и выявили, что большие суммы муниципальных средств сейчас находятся на счете данного предприятия. С этой дебиторской задолженностью нужно работать, ее необходимо взыскивать.

Еще один блок нарушений, который вошел в перечень, – нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок. Кроме того, следует выделить нарушения и недостатки в бюджетном учете и отчетности.

Думаю, что представленный перечень типовых нарушений вам пригодится, он удобен в использовании. По сути дела, можно сказать, что это алгоритм вашей работы, в том числе при проведении внешней проверки отчетов об исполнении местных бюджетов.

По завершении видеоконференции мы направим перечень всем членам Ассоциации органов внешнего финансового контроля, и вы сможете применять его в своей работе. В свою очередь, мы рассчитываем на обратную связь. Если у вас будут замечания или дополнения, мы готовы их рассмотреть.

Благодарю за внимание.