КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
На этой неделе состоялось заседание Совета контрольно-счетных органов (СКСО) при КСП Тверской области, посвященное актуальным вопросам совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в Верхневолжье. В мероприятии приняли участие руководитель Управления Федерального казначейства по Тверской области Марина Подтихова, руководящий и аудиторский состав региональной КСП и органов внешнего финансового контроля муниципальных образований
Среди приоритетных задач в наступающем году – анализ государственных и муниципальных программ, аудит закупок, контроль за эффективностью бюджетных расходов по всем ключевым направлениям. Председатель КСП Тверской области Татьяна Ипатова напомнила, что главной задачей контрольно-счетных органов является всесторонний контроль за разумным расходованием бюджетных ресурсов. Он должен заключаться не только в фиксации установленных нарушений, но и в выработке конкретных рекомендаций по их предотвращению. В случае имеющихся рисков неэффективных трат предложено оперативно информировать об этом руководителей органов местного самоуправления для принятия мер. Важная роль отводится взаимодействию КСО с правоохранительными органами в процессе устранения выявленных нарушений и противодействии коррупции в бюджетной сфере.
По результатам анализа госпрограмм, проведенного Контрольно-счетной палатой области в ходе экспертизы законопроекта об областном бюджете на 2016 год, был выявлен ряд имеющихся недостатков, и в целях их устранения даны рекомендации органам исполнительной власти.
– В ряде случаев не в полной мере обеспечено соответствие показателей госпрограмм расчетам, представленным с проектом бюджета, – сообщила Татьяна Ипатова. – К сожалению, пока что ни одна государственная программа Тверской области не содержит методик распределения и порядков предоставления субсидий муниципальным образованиям, что создает риск неритмичного исполнения бюджета. Мы выразили свои пожелания, чтобы эти методики и порядки были приняты как можно быстрее и затем направлены в муниципалитеты. Это нашло отражение в решении профильного комитета Законодательного собрания. Надеюсь, в ближайшее время этот пробел будет восполнен.
В следующем году контрольно-счетные органы также сосредоточат свои усилия на контроле государственных и муниципальных закупок в целях предотвращения злоупотреблений в данной сфере. При осуществлении соответствующего мониторинга и аудита особое внимание – целесообразности приобретения товаров и услуг, соблюдению лимитов, анализу техзаданий, обоснованности расчета начальной (максимальной) цены контрактов и оценке результативности произведенных закупок. В мониторинге хорошим подспорьем станет Единая информационная система в сфере закупок, которая начнет работать с 1 января 2016 года в рамках реализации федерального закона о контрактной системе. По словам руководителя УФК по Тверской области Марины Подтиховой, выступившей на заседании Совета, госзакупки относятся к тем направлениям, где однозначно необходимы автоматизация и прозрачность всех процедур, для чего и внедряется данная система.
Что касается нарушений и недостатков, которые устанавливались Контрольно-счетной палатой Тверской области по результатам проверок госзакупок, среди них были отмечены следующие. В ряде случаев планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утверждались и опубликовывались позже установленного законом срока. Зафиксированы факты, когда закупки, согласно планам-графикам, были запланированы в меньших объемах, чем бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на соответствующий год. Некачественное планирование закупок создает риск неравномерного исполнения бюджета и предпосылки по ограничению конкуренции, поскольку потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители услуг) не имеют возможности заблаговременно ознакомиться с планируемыми закупками заказчиков.