КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Каждый рубль должен отрабатывать свое предназначение. Эти слова председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой можно считать аксиомой, которую не требуется доказывать, если речь идет об управлении бюджетными средствами. Достичь заявленного эталона возможно за счет усовершенствования государственного и муниципального финансового контроля. То, как должна строиться эта работа, обсуждалось на общем собрании членов Ассоциации органов внешнего финансового контроля Тверской области, которое состоялось в минувшую пятницу.
В его работе приняли участие губернатор Андрей Шевелев, спикер регионального парламента Андрей Епишин, председатель контрольно-счетной палаты Тверской области Татьяна Ипатова, руководитель Управления Федерального казначейства по Тверской области Марина Подтихова, представители Росфиннадзора, областной прокуратуры, контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Соблюдение бюджетной дисциплины является важнейшим условием повышения эффективности управления территорией и усиления ее защиты от коррупционных рисков, считает Андрей Шевелев.
– В Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул, что в современных условиях ключевое значение приобретают внутренние резервы эффективности, – напомнил губернатор. – Организованность и прозрачность административной и финансовой системы региона – один из таких резервов.
В настоящее время внешний финансовый контроль в Тверской области осуществляют региональная КСП и контрольно-счетные органы 42 муниципальных образований.
– Рассчитываю, что в тех районах, где такие органы уже работают, местной власти будет оказана необходимая экспертная поддержка. В остальных муниципалитетах необходимо работать с главами и добиваться создания органов внешнего финансового контроля. Это одна из наших приоритетных задач, – подчеркнул губернатор. – Особого внимания на региональном уровне требуют значимые для Тверской области программы. В первую очередь – переселение из ветхого и аварийного жилья, контроль организации капитального ремонта, анализ изменений тарифов в ЖКХ.
Как сообщила Татьяна Ипатова, по итогам проведенных в 2013 году и истекшем периоде 2014 года экспертно-аналитических мероприятий ее коллеги подготовили 992 заключения по проектам нормативно-правовых актов. Большая часть содержащихся в них предложений была учтена. Наилучших результатов в экспертно-аналитической деятельности добились КСО Твери, Нелидовского, Кашинского, Западнодвинского районов и сельского поселения «Завидово». Помимо этого, за указанный период контрольные мероприятия были проведены в отношении 672 объектов. По итогам проверок направлено 330 представлений и предписаний. В правоохранительные органы по результатам проведенных контрольных мероприятий направлено 94 материала. Наибольшая результативность контроля отмечается в Твери, Нелидовском, Калязинском, Осташковском и Калининском районах.
Постоянный мониторинг расходования государственных средств оказал существенное влияние на формирование сбалансированной бюджетной системы региона. По итогам 2013 года Тверская область имеет один из самых низких в ЦФО темпов роста государственного долга. Показательно также, что текущий бюджет наименее дефицитный за последние пять лет. В список достижений можно включить и тот факт, что Министерство финансов России впервые присвоило Тверской области наивысшую степень качества управления региональными финансами. Международное агентство Fitch Ra?tings в ноябре повысило долгосрочные рейтинги нашего региона с уровня «В» до уровня «В+» и сохранило позитивный прогноз по рейтингам региона.
Эксперты отмечают, что 2014 год стал исключительным с точки зрения совершенствования регулирования в сфере внешнего государственного финансового контроля. Внесены изменения в Бюджетный кодекс, изменения в закон о Счетной палате, закон о парламентском контроле, принят закон о стратегическом планировании. В свете всех этих поправок, как пояснила Татьяна Ипатова, перед КСО стоит задача перейти от финансового контроля к государственному аудиту. То есть в приоритете — анализ и оценка эффективности деятельности министерств, ведомств и организаций в результате закупок, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В текущем году коллегия Счетной палаты РФ утвердила систему стандартов финансового контроля. Новый классификатор нарушений подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей СП РФ и региональных контрольно-счетных органов. Документ одобрен в декабре 2014 года на заседании комиссии по вопросам методологии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ. Со следующего года он будет взят на вооружение как на федеральном, так и на региональном уровне. Этот новый документ позволит обеспечить единство квалификации выявляемых нарушений на основе принципа законности. С 2015 года начинается апробация классификатора в Счетной палате и регионах.
В своем Послании Владимир Путин сказал, что бюджетные средства нужно расходовать бережно, но с максимальной отдачей. Президент поставил задачу ежегодного снижения издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на 5% от общих расходов в реальном выражении. К слову, по предварительной оценке Счетной палаты РФ, общий объем неэффективного и нерезультативного использования средств федерального бюджета в текущем году составит более 100 млрд. рублей. Проверки показывают, что значительная часть расходов недостаточно обоснована.
Словом, работа для КСО предстоит масштабная и очень серьезная. В то же время, как отметил первый заместитель прокурора Тверской области Александр Семенов, необходимо отказываться от системы тотальных проверок и переходить к новой модели деятельности, основанной на рискоориентированном подходе. И на будущий год основным элементом системы учета и анализа эффективности работы контрольных органов должен быть Единый реестр проверок.
Еще одно важное новшество: с 1 января 2015 года КСО получат новые полномочия – они должны будут оценивать эффективность деятельности министерств, ведомств и организаций при проведении муниципальных и госзакупок. В 44-ФЗ прописано, что необходимо будет обосновывать закупки и планировать их. Эти положения вступают в силу с нового года.
В ходе собрания также обсуждались вопросы изменения в бюджетном законодательстве, вопросы создания единой методологической основы взаимодействия органов финансового контроля, задачи по противодействию экономическим преступлениям. Эта работа будет вестись совместно с правоохранительными и надзорными структурами. Ориентиры, заданные на расширенном заседании коллегии КСП, считает Татьяна Ипатова, позволят укрепить взаимодействие КСО в Верхневолжье и повысят результаты их деятельности.
Анна СМОЛИНА