КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
28 ноября депутаты Законодательного Собрания Тверской области рассмотрели и приняли в первом чтении изменения в областной закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств».
Данный закон был принят еще в 2003 году. Главная его цель - привлечь выпускников высших и средних специальных учебных заведений к работе на селе. Закон предусматривает дополнительные выплаты молодым специалистам, на что из областного бюджета было выделено более 113 миллионов рублей. За время реализации этого закона в сельскохозяйственные организации региона было трудоустроено 770 человек.
Контрольно-счетная палата Тверской области провела проверку эффективности использования средств в качестве материальной поддержки молодых специалистов, решивших работать на селе. Результаты этой проверки были представлены депутатам областного парламента, многие предложения по улучшению эффективности расходования средств были учтены в ходе разработки законопроекта о внесении изменений в закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств». Об этом - наш разговор с Татьяной Ипатовой, председателем Контрольно-счетной палаты Тверской области.
- Татьяна Владимировна, каковы были результаты проверки реализации закона «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств»?
- Хочу сразу отметить, что данный закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Тверской области» весьма актуален для нашего региона. Когда этот закон принимался, в конце 2002 года, на него возлагались очень большие надежды. В ходе нашего контрольного мероприятия мы посмотрели, насколько эффективно работают вложенные средства. Для проверки мы взяли период с 2009 по 2012 год. За этот период на поддержку молодых специалистов из областного бюджета было выделено более 95 миллионов рублей.
У закона есть две задачи. Первая – это привлечение молодых специалистов для работы на селе, вторая – их закрепление в сельскохозяйственных организациях. В 2009-2012 годах в сельскохозяйственные организации пришел работать 461 молодой специалист разного уровня образования. Но когда мы стали смотреть ситуацию с закреплением кадров на селе, то оказалось, что 117 человек уволились, не отработав и одного года. Что и позволяет сделать вывод о том, что механизм, прописанный в законе, работает недостаточно эффективно, и его нужно менять. Мы направили свои предложения Губернатору, в Законодательное Собрание и в Министерство сельского хозяйства Тверской области. Профильный комитет по аграрной политике областного парламента поддержал наши замечания.
- Какие изменения внесены в данный закон?
- В принципе, сумма по денежным выплатам, предусмотренным в законе, остается той же. Но, если сейчас так называемые подъемные (это единовременная материальная помощь) выплачиваются по схеме: при поступлении на работу – 20 тысяч рублей, по окончании второго года работы – 10 тысяч рублей, после третьего года работы – 5 тысяч рублей, то в новом законопроекте предлагается поменять эту схему в точности до наоборот: по окончании первого года работы – 5 тысяч, второго – 10 тысяч и третьего – 20 тысяч. Такой механизм, на наш взгляд, будет действовать больше на закрепление молодых специалистов на селе. При том, что сумма денег остается той же самой, только она распределяется иначе. Нужно будет отработать три года, и тогда ты получишь причитающиеся тебе выплаты, то есть у людей появится заинтересованность.
К тому же в законе предусматриваются ежемесячные выплаты в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора после окончания учебного заведения. Специалисту с высшим образованием ежемесячно дополнительно выплачиваются 10 тысяч рублей, со средним профессиональным – 8 тысяч, а с начальным профессиональным – 3 тысячи. Они сопровождаются, как правило, необходимостью предоставления подтверждающих документов и справок. Сейчас предлагается внести изменения и сделать эти выплаты не ежемесячными, а ежеквартальными, оставив те же самые суммы. То есть специалисту с высшим образованием – 30 тысяч рублей, со средним и начальным профессиональным – 24 и 9 тысяч соответственно.
Ранее законом не было предусмотрено заключение молодыми специалистами с Министерством или работодателем каких-либо соглашений, где были бы прописаны права и обязанности. Речь, в том числе, идет об ответственности: в случае, если молодой специалист не отработает положенные три года, он будет должен вернуть полученные деньги. Мы внесли предложение о заключении трехсторонних соглашений (уполномоченный орган, в частности, это Правительство Тверской области в лице Министерства сельского хозяйства, работодатель и молодой специалист), регулирующих обязательства сторон в рамках реализации закона о кадровом потенциале. И они были учтены разработчиками законопроекта.
Более того, поменялось само определение «молодой специалист». Наше предложение заключается в том, чтобы понятие «молодой специалист» было не таким широким, как оно звучит в версии закона от 2002 года: молодой специалист – это тот, кто окончил вуз. В рамках новой версии закона, молодой специалист – это тот, кто окончил учебное заведение и пришел работать в сельскохозяйственную организацию. К тому же мы говорим о том, что нужно определить перечень профессий и специальностей, необходимых для сельскохозяйственных организаций. В ходе проверки мы увидели, что среди должностей, занимаемых молодыми специалистами, принятыми на работу в 2009-2012 годах, наибольшую долю составляют бухгалтеры и экономисты - 29,9%, и лишь 15% - инженеры-механики, механики, 9,5% - зооинженеры, зоотехники, 8% - ветеринарные врачи.
Наверное, бухгалтеры и экономисты тоже нужны на селе, но мы предлагаем определить критерии по специальностям, в какой отрасли и в каком количестве они необходимы. Если на предприятие берутся три экономиста, а у него выручка совсем маленькая, то данный закон работает уже неэффективно и неправильно. Поэтому одно из наших предложений определить критерии и по самим организациям, чтобы не было случаев, когда доплаты молодым специалистам больше годовой выручки предприятия. А такие случаи, к сожалению, были выявлены нашими аудиторами. Еще на стадии законопроекта о внесении изменений в закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств» было предусмотрено, что критерии отбора сельскохозяйственных организаций будут устанавливаться нормативно-правовыми актами Правительства Тверской области. Учитывая, что данные изменения должны вступить в силу с 1 января 2014 года, нам бы хотелось, чтобы этот акт Правительства уже существовал, хотя бы в проекте. У нас есть еще некоторые замечания. В частности, в связи с вступившим в силу новым законом «Об образовании» меняется само понятие образования как таковое. Теперь нет начального профессионального образования, будет только среднее профессиональное образование. Но это нюансы, по которым мы будем разговаривать с разработчиками законопроекта.
В целом же, большая часть наших предложений была учтена, что должно сделать данный закон более эффективным не только в плане привлечения молодых специалистов, но и в плане закрепления их на селе.