КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
В этом году исполняется 15 лет Контрольно-счетной палате Тверской области. За прошедшие годы она стала динамично развивающимся и стабильно работающим органом внешнего государственного финансофвого контроля. В каком направлении контролирующий орган развивается сегодня – об этом мы беседуем с председателем КСП Тверской области Татьяной Ипатовой
– Татьяна Владимировна, журнал «Реноме» не мог остаться в стороне от столь значимого события, как приближающийся юбилей Контрольно-счетной палаты Тверской области. Рожденная в конце 90-х, какая она сейчас? Как изменилась?
– Все началось в 1998-м, с создания контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области, которую возглавил известный экономист Валерий Федоров, ранее – депутат областного парламента. Его усилиями был сформирован первый аудиторский состав палаты. Начиная с первого года работы, КСП осуществляет контрольную и экспертно-аналитическую деятельность, строго следя за целевым расходованием бюджетных средств и использованием государственного имущества Тверской области.
С назначением в 2002 году председателем КСП Романа Громова внешний финансовый контроль в Верхневолжье продолжил совершенствоваться, отвечая вызовам времени. В практике работы аудиторов стали шире применяться нормативно-справочные базы, прикладные программы, Интернет, был создан сайт Контрольно-счетной палаты. В соответствии с новыми требованиями бюджетного законодательства КСП начала проверять и местные бюджеты, что стало хорошей помощью муниципалитетам в анализе расходования бюджетных средств и совершенствовании бюджетного процесса.
В то время, когда палату возглавляла Людмила Желтова, был сделан большой шаг от традиционных финансовых проверок к освоению аудита эффективности, дающего оценку экономичности трат. С 2009-го года в задачи КСП законодательно включена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, регулирующих использование бюджетных средств. Благодаря ее проведению уже на начальном этапе нормотворческой деятельности исключается коррупциогенная составляющая. В 2011 году, вслед за изменениями в федеральном законодательстве, региональные парламентарии приняли новый закон «О Контрольно-счетной палате Тверской области», который изменил статус аудиторов и самой палаты, что определило вектор ее дальнейшего развития.
Подводя итоги, можно сказать, что пятнадцать лет Контрольно-счетной палаты Тверской области – это пятнадцать лет кропотливой работы, направленной на то, чтобы деньги налогоплательщиков расходовались рационально, с пользой для Верхневолжья и его жителей. Сегодня мы усиливаем меры по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и госимущества Тверской области, по экспертизе областных законопроектов, которые вносятся на рассмотрение Законодательного собрания. Ведь это основные задачи, стоящие перед контрольно-счетными органами.
– Что сейчас под прицелом аудиторов КСП?
– Прежде всего стоит отметить финансово-экономическую экспертизу проектов областных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти Тверской области в части, касающейся расходных обязательств региона. Готовится заключение по представленным изменениям в областном бюджете.
Сегодня четко обозначены ключевые направления, расходы по которым мы контролируем в приоритетном порядке. Это жилищно-коммунальная отрасль, социальная политика, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, физкультура и спорт. В третьем квартале под руководством аудитора Сергея Туркина начнется масштабная проверка, которая позволит выяснить, насколько эффективно использованы средства в рамках реализации целевой программы «Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011-2012 годы». Также в поле зрения наших экспертов – предоставление налоговых льгот: в настоящее время активно ведется подготовка к экспертно-аналитическому мероприятию на эту тему, которое пройдет под руководством аудитора Надежды Яковлевой совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований.
В связи с переходом к программному бюджету в числе главных задач – контроль реализации государственных программ Тверской области. На майском заседании региональной Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией были приняты рекомендации, направленные на то, чтобы Контрольно-счетная палата Тверской области принимала участие в предварительной экспертизе государственных программ Тверской области, а органы государственной власти были обязаны устранять выявленные нарушения.
Завершив внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год, во исполнение требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации Контрольно-счетная палата начала внешние проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов в высокодотационных муниципальных образованиях нашего региона. Они проходят под руководством аудитора Александра Устинова. И если раньше такие проверки нами проводились за год максимум в шести муниципальных образованиях, то с этого года, в связи с внесенными изменениями в БК РФ, нагрузка на региональные контрольно-счетные органы в части внешних проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов существенно возросла. Предстоит проверить 23 района и городских округа, то есть все муниципальные образования районного уровня с долей межбюджетных трансфертов, превышающей 70 процентов собственных доходов. Начиная со следующего года, мы планируем к объектам наших внешних проверок добавить и высокодотационные муниципальные образования поселенческого уровня, а это уже порядка 200 муниципалитетов. К проверкам на местах подключаются и муниципальные контрольно-счетные органы, где таковые созданы.
– То есть они сформированы не во всех муниципалитетах?
– Контрольно-счетные органы работают в 39-ти из 43 районов и городских округов нашего региона, а также в ряде поселений. За последние полтора года при поддержке региональных властей систему внешнего муниципального финансового контроля Тверской области пополнили 15 контрольно-счетных палат, большинство из них вошли в областную Ассоциацию органов внешнего финансового контроля. Вместе с тем контрольно-счетные органы пока отсутствуют в городах Вышнем Волочке и Кимрах, Весьегонском районе и ЗАТО «Озерном».
Надеюсь, что в ближайшее время белых пятен на карте внешнего муниципального финансового контроля Верхневолжья не останется, и требования федерального законодательства по созданию контрольно-счетных органов во всех муниципальных районах и городских округах будут выполнены. Тем самым большая часть консолидированного бюджета области будет охвачена внешним финансовым контролем, что позволит не только минимизировать нарушения бюджетного законодательства на местах, но и мобилизовать резервы роста доходов местных бюджетов.
– Понятно, что казна – залог крепости государства и за ней нужен глаз да глаз. По вашему мнению, является ли контроль панацеей от казнокрадства?
– Контроль – неотъемлемая часть бюджетного процесса, способствующая укреплению финансовой дисциплины, эффективному использованию бюджета и госсобственности. Чем строже спрос, тем больше порядка. Причем важно, чтобы контроль осуществлялся как внутри самой организации – получателя бюджетных средств, – так и силами независимых контролирующих органов. Расходы бюджета должны быть прозрачными, и здесь важная роль отведена контрольно-счетным органам. Проводя проверки, мы выявляем допущенные нарушения бюджетного законодательства, устанавливаем системные недостатки в использовании государственных финансов и областной собственности и предлагаем меры, чтобы нарушения были устранены и не допускались впредь.
Так, по результатам проверок прошлого года Контрольно-счетной палатой Тверской области в адрес руководителей проверенных органов исполнительной власти, организаций и учреждений было направлено 37 представлений, в которых содержалось 229 предложений к устранению нарушений, в том числе по восстановлению средств в бюджет и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях. Большинство из наших рекомендаций выполнено. Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий размещена на официальном сайте палаты. Обо всех нарушениях, выявленных при использовании бюджетных средств, информируется губернатор области. Материалы проверок также направляются в областную прокуратуру, с которой у нас заключено соглашение о взаимодействии. Особо отмечу конструктивный характер взаимодействия с постоянными комитетами Законодательного собрания, исполнительными органами государственной власти Тверской области, контрольными и надзорными органами, что способствует повышению результативности работы Контрольно-счетной палаты. Результаты проверок рассматриваются на профильных комитетах в региональном парламенте. В практику нашей работы прочно вошло проведение по итогам контрольных мероприятий рабочих совещаний с участием руководства объектов проверок и заместителей губернатора, курирующих проверенные отрасли.
– Какие проверки в числе наиболее результативных?
– Это проверки в строительной и дорожной сферах, проведенные сотрудниками аудиторского направления под руководством Елены Тузовой. По их результатам сделаны серьезные выводы.
Отмечу и проверку использования средств областного бюджета на отдых и оздоровление детей, после которой была усовершенствована региональная нормативная правовая база, регламентирующая организацию отдыха и оздоровления детей. Приняты постановления Правительства Тверской области, которыми порядки организации обеспечения отдыха и оздоровления детей в трудной жизненной ситуации и порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям изложены в новой редакции с учетом рекомендаций КСП.
В качестве примера также приведу проверку по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе контрольного мероприятия под руководством аудитора Натальи Казалинской было установлено, что жилье было закуплено, но довольно долго не передавалось детям. По итогам проверки были приняты меры и в течение двух месяцев нас проинформировали о том, что не распределенные на тот момент квартиры детям переданы.
– В предыдущих интервью вы неоднократно говорили о том, что главное в финансовом контроле – работать на опережение, своевременно устраняя саму возможность нарушений. Вам это удается?
– Мы постоянно работаем над этим вопросом, стараемся формировать бережное отношение к деньгам налогоплательщиков и государственной собственности. Что-то удается, над чем-то еще трудиться и трудиться. Но отнюдь не все зависит от нас. Важно, чтобы в управлении бюджетными потоками были настоящие профессионалы, ответственные, честные люди, живущие в ладу с законами и своей совестью. Ведь интеллект без нравственности – ничто.
Беседовала Нина МЕТЛИНА
Фото Владимира КОМАРОВА и Тимура МЕЛИКОВА