КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Рассмотрены результаты проверки эффективности расходования средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования.
В комитете Законодательного Собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам рассмотрены результаты проверки эффективности расходования средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Об основных выводах доложил аудитор Контрольно-счётной палаты Тверской области Александр Устинов.
В ходе контрольного мероприятия проведены проверки в Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и департаменте архитектуры и строительства администрации города Твери, а также в администрации Славновского сельского поселения Калининского района. Наряду с документальной проверкой финансовые контролёры осмотрели 18 многоквартирных домов в Твери и посёлке Восток Славновского сельского поселения, а также 6 площадок в областном центре, на которых ранее находились аварийные жилые здания.
О результатах
На заседании комитета отмечалось, что с 2008 года по первый квартал 2012-го в регионе принято 5 адресных программ по проведению капремонта многоквартирных домов и 11 – по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Проверка показала, что по состоянию на 1 августа текущего года было отремонтировано 1034 многоквартирных домов на общую сумму 2,3 млрд. руб. (84,5 процента от запланированного). Три программы по капремонту из пяти были завершены с опозданием. В настоящее время продолжается реализация двух оставшихся программ, по которым предусмотрен ремонт 190 домов на общую сумму 570 млн. рублей.
По программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда на момент проверки было переселено 2767 жителей, приобретено 1200 жилых помещений на 1,79 млрд. рублей. При этом по пяти программам из одиннадцати зафиксировано несоблюдение изначально утверждённых сроков. По программам, реализация которых признана Фондом ЖКХ завершённой, из 113 аварийных домов не было снесено 50, из них 13 в городе Твери.
О нарушениях и их причинах
– По итогам проверки выявлен ряд нарушений, финансовая оценка которых составила 215,9 млн. рублей, или 30% к общему объёму проверенных средств, – сообщил аудитор Александр Устинов. – Главной причиной допущенных нарушений стало отсутствие должного контроля со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления за подготовкой документов при формировании программ, за осуществлением и приёмом работ.
Согласно выводам КСП, ещё одна существенная проблема – в отборе подрядчиков. Так, в 2009 году тремя организациями-подрядчиками со среднесписочной численностью персонала от 2 до 8 человек было отремонтировано в общей сложности 25 многоквартирных домов. Договоры на проведение капремонта заключались с организациями, которые выигрывали соответствующие конкурсы, а сами работы подчас выполнялись субподрядчиками, которые в конкурсном отборе не участвовали. Очевидно, что процедуры отбора подрядных организаций требуют совершенствования.
Далеко не всегда соблюдался комплексный подход к проведению капремонта. В результате вместо возможных 7 видов работ (до 2011 года – 5) по некоторым многоквартирным домам, подлежащим капремонту в 2008-2012 годах, было запланировано только один-два вида работ, сводящихся к ремонту крыш и фасадов. В областном центре муниципальными программами по капремонту не предусматривались и, соответственно, не проводились мероприятия по энергетическому обследованию многоквартирных домов.
Из установленных нарушений особое внимание было обращено на случаи предъявления подрядчиками при сносе аварийных домов актов выполненных работ, по которым отдельные виды работ не были произведены. Недочёты были частично устранены только в ходе проверки КСП. Также подрядчики неоднократно нарушали сроки исполнения работ, но штрафные санкции со стороны заказчиков к ним не применялись. Кроме того, из бюджета г. Твери были осуществлены неэффективные расходы в части оплаты проектно-сметной документации по 3 домам, которые не подлежат сносу, так как относятся к объектам культурного наследия. Также в ходе контрольного мероприятия выявлено 3 случая предоставления гражданам жилых помещений меньшей площади, чем полагалось по закону.
Серьёзные нарушения требований Жилищного кодекса РФ при реализации программы по капремонту зафиксированы в посёлке Восток Славновского сельского поселения. Здесь решения о капитальном ремонте в двух многоквартирных домах были приняты ненадлежащим количеством голосов собственников помещений и могут быть признаны недействительными из-за отсутствия у местных властей правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности поселения на квартиры, а значит, и на принятие решений на общих собраниях собственников.
О принятых мерах
В адрес проверенных органов исполнительной власти и местного самоуправления Контрольно-счётной палатой области внесены представления. Информация о результатах контрольного мероприятия направлена также в областную прокуратуру для принятия решения о необходимости применения мер прокурорского реагирования по установленным фактам нарушений законодательства.
Вопрос заместителя председателя комитета Владимира Полишко к присутствовавшим на заседании представителям муниципальных образований касался мер, принятых по итогам рассмотрения представлений КСП. Представители администрации города Твери сообщили о направлении претензий в адрес застройщика и подрядчика с требованием перечислить в доход бюджета Твери неустойку в размере 138,6 тыс. руб., возместить нанесенные убытки – 229,9 тыс. руб. и оплатить штрафы на общую сумму 139,3 тыс. рублей. К настоящему времени в Твери снесено 10 расселённых домов из 13-и, снос ещё трёх запланирован на первое полугодие 2013 года.
Приняв отчёт КСП к сведению, члены комитета решили рекомендовать проверенным органам исполнительной власти и местного самоуправления усилить контроль за реализацией программ, осуществлением и приёмом работ, а также принять меры по устранению и недопущению впредь нарушений законодательства, выявленных проверкой. Кроме того, администрациям 28 муниципалитетов рекомендовано принять меры по сносу расселённых аварийных домов, сообщили в КСП.