«Тверские ведомости», 15.11.2012. Обсуждены прогноз социально-экономического развития области и выполнение закона о бесплатном выделении земельных участков

2012-11-15

Прошло очередное заседание постоянного комитета Законодательного Собрания по аграрной политике, природопользованию и собственности.

Прогноз социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый год и ход реализации закона «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Тверской области» стали главными вопросами повестки дня очередного заседания постоянного комитета Законодательного Собрания по аграрной политике, природопользованию и собственности.

С прогнозом социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов членов комитета познакомил Министр экономического развития Тверской области Игорь Козин. Он предложил два варианта прогнозного плана — консервативный и умеренно-оптимистичный. В целом прогноз характеризуется продолжающимся восстановительным экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных, замедлением темпов роста потребительских цен.

Приняв доклад к сведению, члены комитета обратили внимание на ряд проблем, которые не нашли отражения в прогнозе Правительства.  Так, депутат Николай Попов выразил озабоченность в связи с отсутствием у Министерства сельского хозяйства планов по созданию мясоперерабатывающих производств. Сегодня тверские аграрии вынуждены продавать мясо за пределами области по заниженным ценам. Кроме того, недостаточно результативно налаживается сотрудничество с торговыми сетями, действующими на территории региона, из-за чего на полках магазинов слабо представлена продукция местных сельхозтоваропроизводителей.

Председатель комитета Вячеслав Сяузов выразил пожелание, чтобы показатели, заявленные в прогнозе, были реализованы на практике. В продолжение темы реалистичности прогнозов председатель Контрольно-счётной палаты Тверской области Татьяна Ипатова отметила, что даже консервативный вариант прогноза Правительства выглядит слишком оптимистично, если проследить тенденцию соответствия планов и их реализации за последние несколько лет. Причём расхождения не в лучшую сторону — фактическое исполнение ниже прогнозных показателей.

Вторым важным вопросом повестки дня стало рассмотрение реализации закона о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков под строительство. По информации Правительства Тверской области, в настоящее время из 6642 многодетных семей региона на учёт для получения земельных участков встали 2403. Далеко не все семьи, имеющие право на бесплатный участок, этим правом захотели воспользоваться: у некоторых нет желания заниматься строительством, а у кого-то — необходимых средств. И с самими земельными участками ситуация тревожная. На сегодня в собственность предоставлено порядка ста участков. Сформировано и поставлено на государственный кадастровый учёт 309 участков площадью 107,5 гектара. Ещё 215 гектаров находятся в стадии формирования.

Грамотный и серьёзный подход к решению этого вопроса демонстрирует администрация Западнодвинского района. Муниципалитетом уже предоставлено порядка двадцати участков, кроме того, подготовлен земельный массив в расчёте на 75 семей в четырёх километрах от города. 25 участков получили многодетные семьи Лихославльского района, и до конца года местная администрация планирует выделить ещё 45 участков.

Однако не все муниципалитеты столь оперативно решают вопросы предоставления участков. Причины, сдерживающие реализацию закона, стали главной темой обсуждения. Помимо субъективного фактора, то есть элементарного нежелания решать данный вопрос, члены комитета выявили системные недостатки предусмотренной законом процедуры выделения участков. Особенно это касается тех муниципалитетов, где отсутствует собственная свободная земля, то есть крупных городов: Твери, Ржева, Вышнего Волочка. В значительной части муниципалитетов необходимо провести большую предварительную работу по оформлению участков, что требует как длительного времени, так и определённых финансовых затрат. Поэтому на комитете прозвучала рекомендация определить потребность в финансовых ресурсах, необходимых для формирования земельных участков и их инженерного обустройства. Эти средства следует предусмотреть при формировании областного бюджета в рамках областного фонда софинансирования расходов.