КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Контрольно-счетная палата Тверской области проверила эффективность расходования средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования, направленных в 2011 году и первом квартале 2012 года на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Тверском регионе.
– В ходе контрольного мероприятия проведены проверки в министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, в департаменте ЖКХ и департаменте архитектуры и строительства администрации города Твери, а также в администрации Славновского сельского поселения Калининского района, – пояснил аудитор Контрольно-счетной палаты Тверской области Александр Устинов. – Проведен осмотр восемнадцати многоквартирных домов и шести площадок, на которых ранее находились аварийные жилые здания.
Как следует из материалов проверки, с 2008 года по первый квартал 2012-го в Тверской области принято 5 адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 42 городских и сельских поселениях и 11 – по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 24 городских и сельских поселениях.
По данным КСП, по состоянию на 1 августа текущего года был проведен ремонт в 1034 многоквартирных домах на общую сумму 2,3 млрд. рублей, или на 84,5% от запланированного. Три программы по капремонту из пяти были завершены с опозданием, реализация двух оставшихся программ продолжается.
На момент проверки было переселено 2767 жителей, приобретено 1200 жилых помещений на 1,79 млрд. рублей. При этом пять программ из одиннадцати были завершены с нарушением сроков. Как показала проверка, по региональным программам по переселению, реализация которых признана Фондом завершенной, из 113 аварийных домов не было снесено 50.
Общая финансовая оценка нарушений, установленных при проведении контрольного мероприятия, составила 215,9 млн. рублей, 30% к общему объему проверенных средств. По мнению Контрольно-счетной палаты, выявление проблем, препятствующих эффективной реализации программ с использованием средств Фонда ЖКХ, на том этапе, когда она еще продолжается, дает возможность устранить имеющиеся недостатки и достойно завершить программные мероприятия.
Согласно выводам проверки, одна из основных причин нарушений в реализации программ кроется в отсутствии должного контроля за выполнением работ как со стороны подрядных организаций, органов исполнительной власти, и, в особенности, – органов местного самоуправления, так и со стороны самих граждан – собственников жилых помещений.
– Учитывая, что программы по капремонту реализуются на принципах софинансирования федерального центра, регионов и самих граждан, контроль за выполнением работ требует совместных усилий всех заинтересованных сторон, – отметил аудитор Александр Устинов. – В частности, в тех домах, где собственники квартир активно участвовали в приемке выполненных работ, ремонт осуществлен качественно.
Еще одна проблема – в отборе подрядчиков. Так, в 2009 году тремя организациями – подрядчиками со среднесписочной численностью персонала от 2 до 8 человек было отремонтировано в общей сложности 25 многоквартирных домов, отчего возникает вопрос, какими силами проводился ремонт. Получается, что подчас договоры на проведение капремонта заключались с одними организациями, а работы уже выполнялись субподрядчиками, которые в конкурсном отборе не участвовали.
Финансовые контролеры также обозначили следующий проблемный момент. Одним из критериев отбора домов для капремонта является комплексность его проведения, подразумевающая с 2011 года до 7 видов работ (ранее – 5), однако на деле по некоторым многоквартирным домам, подлежащим капремонту в 2008-2012 годах, было запланировано только один-два вида работ, сводящихся к ремонту крыш и фасадов. В городе Твери, к примеру, муниципальными программами по капремонту не предусматривались и, соответственно, не проводились мероприятия по энергетическому обследованию многоквартирных домов.
Из нарушений, вскрытых проверкой КСП, в особенности обращают на себя внимание следующие факты. В ряде случаев подрядчики при сносе аварийных домов предъявляли акты выполненных работ, по которым отдельные виды работ не были произведены (недочеты частично устранены в ходе проверки), также нарушались сроки исполнения работ, но штрафные санкции со стороны заказчиков не применялись.
Выявлено три случая предоставления гражданам жилых помещений меньшей площади, чем полагалось по закону. В нарушение требований Жилищного кодекса РФ решения о капитальном ремонте в двух поселковых многоквартирных домах были приняты ненадлежащим количеством голосов собственников помещений и могут быть признаны недействительными по причине отсутствия у местных властей правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности поселения на квартиры и, соответственно, на принятие решений на общих собраниях собственников.
Кроме того, проверкой установлен факт, когда средства областного бюджета на капремонт Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области перечислило в бюджет сельского поселения с задержкой более пяти месяцев.
Отчет по результатам проверки направлен главе региона и в Законодательное Собрание с рекомендацией о его рассмотрении на заседании постоянного профильного комитета. В адрес руководителей проверенных органов исполнительной власти внесены представления об устранении выявленных нарушений. Информация о результатах контрольного мероприятия направлена также в областную прокуратуру для принятия решения о необходимости применения мер прокурорского реагирования по выявленным фактам нарушений законодательства.