КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Депутаты Законодательного собрания рассмотрели отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты области в 2011 году, который представила председатель КСП Татьяна Ипатова.
Если кратко: план работы выполнен в полном объеме, за год проведено 184 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия. Кстати, стоит отметить, что
Значимость последних заметно возросла. Многие предложения КСП весом на миллиарды, выдаваемые по результатам экспертиз, ЗС принимало либо учитывало в своих решениях.
Зри в корень
Экспертные заключения ценны указанием на распространенные ошибки, которые, если принять их ко вниманию, можно избежать в будущем. Так солидные средства направляются на реализацию различных долгосрочных целевых программ, а результаты оставляют желать лучшего. Одна из причин, поясняет Татьяна Ипатова, - постоянные и несвоевременные изменения в этих программах, что служит оправданием для госзаказчиков за низкие показатели.
На чем базируется неполное исполнение расходов областного бюджета? Эксперты КСП перечисляют: на отсутствии или запоздалом принятии необходимых нормативных правовых актов органами исполнительной власти, на затянутости подготовки и проведения конкурсов по размещению госзаказов. Кроме того, адресная инвестиционная программа области (АИП) имеет весьма расплывчатый вид из-за постоянных преобразований: значительно изменяются и лимиты капитальных вложений, и сам состав объектов ( причем порой без необходимого документального обоснования).
Также среди пока не решенных проблем – значительное увеличение долговых обязательств Тверской области: с 2008 года размер государственного долга Тверской области вырос в 3,3 раза, составив 17,79 млрд. рублей в 2012 году.
Эффект от предписаний
План работы Контрольно-счетной палаты богат всевозможными проверками: тематическими, отчетов главных распорядителей бюджетных средств и об исполнении областного бюджета. За минувший год проведено 75 контрольных мероприятий, которыми охвачено 116 объектов, вся информация о которых направлялась в Законодательное собрание, десять из них рассмотрены постоянными профильными комитетами. В результате выявлено финансовых нарушений на общую сумму 5,85 млрд. рублей. Большая часть из них – несоответствие Бюджетному кодексу РФ, Федеральному закону № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», № 94-ФЗ при осуществлении госзакупок.
- Нецелевого использования бюджетных средств зафиксировано на общую сумму 197 тыс. рублей, неэффективных расходов – 462,9 млн. рублей, что еще раз подтверждает необходимость повышения эффективности использования государственными органами имеющихся бюджетных ресурсов, - отметила председатель КСП Татьяна Ипатова.
По результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес проверенных органов и организаций направлено 75 представлений и предписаний, в которых содержалось 303 предложения по устранению нарушений с денежной оценкой 922,5 млн. рублей. На момент подготовки годового отчета было устранено нарушений на общую сумму 735 млн. рублей. По итогам проверок КСП в 2011 году в областной бюджет восстановлено 49,4 млн. рублей.
Итогом проверок стало и привлечение к дисциплинарной и административной ответственности 15 должностных лиц, допустивших финансовые нарушения и другие недостатки в работе, в том числе четверо были уволены с занимаемых должностей. В органы прокуратуры для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования направлены материалы 8 контрольных мероприятий. В настоящее время все они находятся в работе. По фактам, установленным проверкой использования бюджетных средств на создание сосудистых центров в Тверской области, возбуждено уголовное дело.
Оценка и подсказка
В ходе проверок Контрольно-счетная палата не только оценивала, насколько законно, эффективно и на нужные цели использовался бюджет. Она конкретно предлагала, как более экономично и результативно управлять государственными ресурсами. Образование и здравоохранение – две социально значимые сферы, на которые КСП области и Счетная палата РФ обратили особое внимание. Результаты аудитов эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению и использования бюджетных средств для поддержки образовательных учреждений стали причинами ряда важных управленческих решений. Работа в данном направлении будет продолжена и в дальнейшем.
Госзакупки, исполнение долгосрочных целевых программ, социальные расходы, межбюджетные отношения, ЖКХ – по этим непростым направлениям поведет свою работу КСП области в 2012 году. Для усиления эффекта будет крепнуть взаимодействие как со Счетной палатой РФ, так и с контрольно-счетными органами муниципальных образований. Такое плотное сотрудничество станет основой формирования единой системы внешнего контроля. Чтобы бюджетные рубли приходили в нужное время на нужное место.
Елена АРТЕМЬЕВА