КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области провела аудит эффективности использования в 2005-2010 годах бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности.
Критерии оценки эффективности, которыми руководствовались финансовые контролеры, были рекомендованы Счетной палатой РФ. Для наиболее полного анализа к проверке широко привлекалось экспертное сообщество. При контрольно-счетной палате для проведения аудита был создан экспертный совет, в состав которого вошли члены коллегии КСП, представители департамента образования Тверской области и Тверского областного института усовершенствования учителей.
Как показал аудит, в проверяемый период цели, задачи и направления деятельности в сфере образования Тверской области соответствовали приоритетам, обозначенным на федеральном уровне.
В 2010 году расходы консолидированного бюджета Тверской области на общее образование составили 6,4 миллиарда рублей, что в 2,5 раза превышает объем финансирования 2005 года. По размерам расходов на общее образование среди 16 субъектов ЦФО (без учета Москвы и Московской области) регион занимает 3 место после Белгородской и Воронежской и сопоставим с Владимирской, Тульской, Ярославской областями.
Однако в целом итоги контрольного мероприятия свидетельствуют, что государственная поддержка и государственное регулирование системы общего образования не в полной мере обеспечивали условия получения качественного образования во всех общеобразовательных учреждениях Тверской области.
Не обошлось без недостатков в нормативной правовой базе, регулирующей вопросы общего образования. Так, в проверяемый период в Тверской области не были установлены нормативы финансирования областных общеобразовательных учреждений.
В результате социально-демографических процессов, которые носят общероссийский характер, численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях в проверяемый период сократилась на 17 процентов и составила 116270 человек. В 2005-2010 годах, на которые приходится период введения и действия системы нормативного подушевого финансирования общего образования, число школ в регионе также стабильно снижалось. За последние шесть лет отмечается сокращение школ на 28 процентов, в том числе в сельской местности – на 35 процентов, в городах – на 11 процентов. Стало быть, сокращение числа учреждений опережает сокращение численности учащихся, что приводит к укрупнению учреждений. По темпам сокращения сети общеобразовательных учреждений Тверская область занимает третье место среди субъектов ЦФО после Тамбовской и Липецкой областей.
В ряде случаев закрытие сельских школ проводилось органами местного самоуправления без экономических обоснований последствий закрытия, без учета норм удаленности школ от места жительства учащихся, установленных Санитарными правилами и нормами.
Как следствие, во всех обследованных районах часть учащихся (от 3,5 до 57 процентов) проживает на расстояниях, превышающих допустимые нормы (до 2011 года – 15 километров). В ряде случаев, где темпы сокращения школ значительно опережали темпы сокращения учащихся, схема движения и протяженность маршрутов школьных автобусов не позволяют обеспечить соблюдение нормы времени нахождения школьника в пути (30 минут). К примеру, протяженность маршрута по подвозу учащихся в одну из школ Ржевского района составляет 56 километров.
Одним из условий получения качественного образования является хорошее материально-техническое состояние школ. Согласно выводам аудита, несмотря на то, что за период 2005-2010 годов значительно уменьшилось количество зданий, требующих капремонта, полностью проблема не решена: в таких зданиях учится 21,3 тысячи человек. Все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление и т.д.) в 2010/2011 учебном году имели только две трети зданий общеобразовательных учреждений.
В рамках комплексного проекта модернизации образования проведены мероприятия по оснащению базовых школ учебным оборудованием, аппаратно-программными средствами, мебелью, по расширению канала доступа к сети Интернет и т.д. Проверками в муниципальных образованиях установлено, что за счет включения 170 общеобразовательных учреждений в перечень базовых школ Тверской области, а также создания в них информационных центров, был значительно обновлен парк компьютерной техники этих школ. При этом количество и качество оснащения компьютерной техникой школ, не являющихся базовыми, существенно ниже.
Проведенный аудит также подтвердил, что качество образования в базовых школах несколько выше, чем в остальных: средний балл, полученный выпускниками базовых школ по обязательным предметам (русскому языку и математике), выше среднего балла по Тверской области и по России в целом.
Важный критерий эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений образования, уровень оплаты труда работников данных учреждений. В течение 2005-2010 годов, несмотря на постоянный рост заработной платы работников общего образования, в том числе педагогов, отмечается значительное отставание уровня оплаты их труда от уровня средней заработной платы в экономике региона. Отношение средней зарплаты учителей (10,6 тысячи рублей) к средней заработной плате в экономике региона в 2010 году составило 65,5 процента, что является наиболее низким показателем за весь обследуемый период.
На федеральном уровне поставлена задача: к 2013 году зарплаты школьных учителей должны сравняться или превысить среднюю зарплату по экономике. В Тверской области усилиями нового руководства региона эта работа уже ведется. Фонд оплаты труда общеобразовательных учреждений увеличен с 1 сентября текущего года на 30 процентов в части расходов на оплату труда учителей. Правительство Тверской области в ходе исполнения областного бюджета в 2012 году в рамках модернизации региональных систем общего образования планирует реализовать второй этап повышения зарплаты учителей в целях ее доведения за четвертый квартал до среднемесячной зарплаты работников в целом по экономике в Тверской области.
На основании заключений и выводов, сделанных по результатам аудита, контрольно-счетной палатой разработаны практические рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки общего образования, которые изложены в информационном письме Губернатору Тверской области и представлении министерству образования Тверской области.
Ольга СЕРГУШИНА