«Тверские ведомости» № 29 (2539) от 31.07.2024. Ценность знаний: не материальное измерение

В правительстве области проанализировали исполнение «образовательного» нацпроекта в регионе

Автор: Владислав Толстов

Знания – это нематериальные активы нашего общества. Чем больше знаний мы накапливаем и применяем, тем заметнее они влияют на улучшение жизни: эффективнее работает экономика, меньше страдает экология, проще становится коммуницировать и перемещаться, цифровые технологии многое упрощают, медицина выходит на новый уровень, да и сама продолжительность жизни увеличивается.

Нет необходимости убеждать нормального человека в ценности знаний. Поэтому в России с 2019 года действует нацпроект «Образование» – федеральная и региональная власть вкладывается в развитие этой сферы. И на заседании областного правительства, которое прошло 26 июля, как раз обсуждали результаты.

За четыре года действия нацпроекта в отрасль образования региона пришли дополнительные 5,9 млрд руб., и еще 2,8 миллиарда заложены в бюджет текущего года. Тверская область занимает пятую строчку среди регионов ЦФО по объемам федеральных средств, привлеченных в образование.

Только за последний год открылись две большие школы на 2500 учеников. Строятся еще две – в селе Вахонино Конаковского округа и в Максатихе. И совсем скоро начнется строительство школы в Дмитровой Горе. А сколько проведено капитальных ремонтов, закуплено нового оборудования, открыто «Точек роста» и т. п.!..

Еще одно достижение нацпроекта – создание условий для поддержки и развития талантливых детей. Областная программа «Успех каждого ребенка» является региональным компонентом нацпроекта «Образование». За четыре года в регионе в придачу к тем, что уже действовали, открыли еще 443 кружка и секции. В системе дополнительного образования создано и оснащено 8 746 мест: школьников учат рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах, танцевать. С каждым годом растет число детей, выступающих в школьных театрах, делающих многочисленные школьные медиа.

НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Не менее важное направление – создание центров «Точка роста», компьютерных классов, IT-кубов (в регионе их уже пять) и детских «Кванториумов» (их четыре). Только в этом году открыли 56 исследовательских центров «Точка роста», за четыре года их число достигло 300.

В последний год их стали делать специализированными. Например, в калязинской школе №1 ребята осваивают навыки оказания первой помощи, в торжокской школе №6 изучают робототехнику, а в Рядской школе Удомельского округа – биологию.

330 школ получили современное компьютерное оборудование.

У наших детей развивают не только интеллект. Каждый год открываются спортивные площадки, школьные многофункциональные комплексы, новые спортивные залы. Например, в этом году в удомельской гимназии №3 обновлен спортивный зал, в школе №1 в Селижарово обустроена открытая спортплощадка.

Особое внимание уделяется развитию образования на селе, привлечению туда педагогов. В этом году участниками программы «Земский учитель» в Тверской области стали 15 учителей, им предоставлены единовременные выплаты в размере 1 млн рублей. Они работают в школах Андреапольского, Зубцовского, Кувшиновского, Калининского, Конаковского, Кимрского и Удомельского округов.

Нашим детям предоставлены сегодня все возможности для получения знаний и всестороннего развития. Один из эффектов можно измерить: с каждым годом увеличивается число выпускников, которые на ЕГЭ выбирают естественнонаучные дисциплины. В нынешнем году, например, доля «химиков» выросла до 13,6%, «физиков» — до 20%.

ПАТРИОТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

По числу школьников и учащихся колледжей, вовлеченных в разные волонтерские мероприятия, Верхневолжье занимает одно из первых мест в Центральной России. И это не случайно: работа в регионе выстроена системная. В школах организацией патриотической и волонтерской работы занимаются специальные помощники директоров.

Два года назад появился еще один федеральный проект – «Профессионалитет», рассчитанный на создание образовательных кластеров на базе наших колледжей. Не все понимают, что это. А это, по сути, ориентация на потребности реальной экономики и обоюдовыгодное партнерство образовательных учреждений и бизнеса. Студенты колледжей проходят практику на конкретных предприятиях, постигают тонкости будущей профессии не только в учебных аудиториях, но и в производственных цехах.

Сегодня Тверской колледж им. Коняева (в отрасли «Машиностроение») и Кашинский колледж (в отрасли «Сельское хозяйство») получили статус участников «Профессионалитета». Но со следующего года к ним добавятся еще Тверской политехнический колледж (в отрасли «Машиностроение»), Тверской технологический колледж (в отрасли «Строительство») и Старицкий колледж (в отрасли «Педагогика»).

МНЕНИЯ

Светлана МЕЛИХОВА, референт департамента госполитики в сфере СПО Минпросвещения РФ:

— Проект «Профессионалитет» начал действовать два года назад, и надо заметить, что у Тверской области серьезные достижения в его исполнении. В регионе создано три образовательных кластера, которые проводят профориентацию среди старшеклассников. Но, конечно, еще есть над чем поработать — например, контрольные цифры приема в учреждения среднего профессионального образования привести в соответствие с потребностями региональной экономики.

Татьяна ИПАТОВА, председатель контрольно-счетной палаты Тверской области:

— В следующем году начинается действие нацпроекта «Молодежь и дети», и необходимо учесть опыт работы по нацпроекту «Образование», чтобы не повторять прежних ошибок. Посмотрите на обычную школу, которая получает поддержку по нацпроекту — деньги идут по разным региональным программам. Вот эти компьютеры купили по программе «Современная школа», эту спортивную площадку построили по программе школьных инициатив, ремонт проводится по адресной инвестиционной программе и так далее. Для школы такая практика работы не совсем удобна, требуется тратить время и людские ресурсы на составление заявок, много дополнительной работы. Необходимо построить такую систему, чтобы все финансирование в рамках нацпроекта школы получали по принципу «одного окна».