«Тверские ведомости» № 49 (2458), 14.12.2022. Высшая математика: свести с плюсом

На очередном заседании областного правительства 6 декабря обсудили проект главного финансового документа, по которому регион будет жить в ближайшие три года.

Доходы бюджета в 2023 году планируются в объеме 97,8 млрд рублей, расходы – 103,6 млрд рублей. Это вполне приемлемый дефицит, говорят специалисты, покрываться он будет из остатков этого года. Интересно другое. Новый бюджет – первый в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления на Россию, которое отражается и на тверской экономике. В чем же его особенности?

Губернатор Игорь Руденя, комментируя проект бюджета, сделал акцент на его главные задачи: стимулирование экономической активности бизнеса и госпредприятий, увеличение объектов налогообложения, создание новых рабочих мест.

На следующие три года заявлены масштабные бюджетные инвестиции в инфраструктуру: газификация, развитие дорожной сети, обновление сферы теплоэнергетики. Программа газификации не урезана, дорожная программа даже увеличилась, по таким важным инфраструктурным стройкам, как Западный мост и Северный обход, финансирование сохранено.

На развитие дорожного и транспортного хозяйства региона в следующем году направят четверть расходов бюджета! Еще один важный момент – поддержка перспективных проектов, прежде всего в сельском хозяйстве, которое является самой быстрорастущей отраслью нашей региональной экономики. По различным отраслевым программам планируется вложить в развитие инфраструктуры Верхневолжья 27 миллиардов рублей. Это при том, что расширяется областная адресная инвестиционная программа.

Складываем пазлы

Будет проведена докапитализация бюджетных фондов, поддерживающих развитие промышленных производств. И это стратегическое решение, потому что вложения в сохранение и развитие реальных производств всегда дают отдачу в виде налогов на прибыль предприятия и налога на доходы физических лиц, которые на этом предприятии трудятся.

К слову, налоговые поступления в Тверской области уже не первый год стабильно растут, несмотря на кризисы, вызванные пандемией коронавируса и санкциями. Это ли не показатель эффективности политики региональной власти? По зернышку, по копеечке собирается областная казна. И мы не забываем об этом, нацеливаясь на федеральные программы, включаясь в нацпроекты и получая миллиардные инвестиции из федерального бюджета. Но важны не только бюджетные поступления.

Вся эта политика благоприятствования бизнесу ведет к тому, что на территории региона производятся материальные ресурсы – вагоны для российских железных дорог или полотенца для отелей и резиновая обувь для личного пользования, востребованные не только здесь и сейчас. К нам приходят новые инвесторы. Значит, экономика устремлена в завтрашний день. И этот дает надежду еще и на социальную стабильность. У людей есть рабочие места и зарплата, на которую они могут прокормить семью, значит, не надо уезжать в другие регионы в поисках лучшей жизни, можно укореняться здесь, рожать и растить детей. А это уже составляющие такого большого и важного пазла, как демография.

Грамотный подход

Важный момент: правительство области последние годы проводило взвешенную финансовую и долговую политику. Не занимали «дорогие» деньги, наоборот, коммерческие кредиты замещали государственными, где процентные ставки во много раз ниже. Так постепенно избавились от кабального долга, составлявшего едва ли не седьмую часть всего бюджета региона и «съедавшего» все деньги, которые можно было направить на развитие. Общий долг Тверской области за шесть лет снизился на 13,2 млрд рублей, больше чем на 1,5 миллиарда сократились расходы на его обслуживание. Сегодня по уровню долговой нагрузки на бюджет мы одни из лучших в ЦФО.

Параллельно с этой работой в регионе делали максимально прозрачными системы расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Например, единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ), созданный по инициативе губернатора Игоря Рудени, закрыл «черную дыру» в финансировании ЖКХ. А жизнеобеспечивающие компании, такие как «Тверская генерация» и «Тверьводоканал» перешли из частных рук под контроль государства.

Все это создает Тверской области репутацию региона, где распоряжаются ресурсами. И в Верхневолжье пошли инвесторы, которым правительство области помогает с обустройством – строит подъездные пути к производственным площадкам, дает налоговые льготы, помогает с продвижением продукции, корректирует учебные планы ссузов с учетом потребности в специалистах. Но и требования выдвигает: все компании, которые приходят работать в регион, обязаны зарегистрироваться именно на нашей территории и платить налоги здесь.

Считая цифры и показатели, в региональном правительстве никогда не забывают о людях. Собственно, для них это всё и делается. Грамотная финансовая политика позволяет не только обеспечивать текущие потребности (зарплаты работникам бюджетной сферы, ремонты, строительство и т.п.), но и поддерживать те категории населения, которые в этом нуждаются. В бюджете 2023 года деньги предусмотрены на все социальные обязательства, которые ранее взяло на себя правительство. Это индексация стипендий и зарплат бюджетников, помощь многодетным и молодым семьям, льготы и субсидии, выплаты ветеранам и «детям войны» — все оставлено в неприкосновенности.

Выполнение социальных обязательств Игорь Руденя обозначил безусловным приоритетом. Эта составляющая бюджетных расходов самая большая – 48 млрд рублей, или 46%. В числе новых направлений работы – поддержка участников специальной военной операции и членов их семей.

Если говорить о нацпроектах, то наибольшие объемы финансирования заложены на четыре из них, непосредственно связанные с социальным благополучием: «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Демография». Иными словами, региональное правительство активно работает над приумножением «человеческого капитала», создавая привлекательные условия жизни и работы в регионе, особенно для семей с детьми.

Владислав ТОЛСТОВ, Галина АНДРЕЕНКО

Татьяна ИПАТОВА, руководитель Контрольно-счетной палаты (КСП) Тверской области:

– Бюджет, который был представлен на заседании правительства области, является сбалансированным по доходам и расходам. В нем сохранены все социальные обязательства правительства, а также запланированы расходы на развитие инфраструктуры региона. Можно отнести к достоинствам главного финансового документа и то, что он стал более мобильным – он допускает внесение изменений уже в процессе исполнения бюджета. Если говорить о недостатках, я бы назвала ситуацию с государственными программами, которые следует более четко администрировать. Нужны строгие критерии оценки эффективности госпрограмм, правительству важно понимать, какие программы из тех, что действуют сейчас (всего их у нас 29), эффективны, а какие следует доработать.