КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Более эффективное расходование бюджетных средств и усиление контроля за данной сферой, безусловно, необходимы для улучшения нынешней экономической ситуации. На уровне Тверского региона внешним, то есть независимым от проверяемых государственных органов и организаций, финансовым контролем занимается Контрольно-счетная палата Тверской области (КСП) и контрольно-счетные органы муниципальных образований. В уходящем году в их работе произошли серьезные изменения. Об этом - наш разговор с председателем Контрольно-счетной палаты Тверской области Татьяной Ипатовой.
- Татьяна Владимировна, для начала проясните, пожалуйста, ситуацию с преобразованием КСП Законодательного Собрания в Контрольно-счетную палату Тверской области.
- Принятый в феврале 2011 года Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» повлёк ряд изменений в региональном законодательстве. В Уставе области теперь подробно прописан целый ряд вопросов, связанных с областной Контрольно-счетной палатой. С 1 октября вступил в силу Закон «О Контрольно-счетной палате Тверской области». Напомню, соответствующий законопроект был внесен в региональный парламент губернатором Андреем Шевелёвым.
Теперь Контрольно-счетная палата вышла из структуры Законодательного собрания, и стала самостоятельным государственный органом Тверской области, осуществляющим внешний финансовый контроль на территории региона.
- Структура палаты тоже претерпела изменения?
- КСП образуется в составе председателя, его заместителя, аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты. Аудиторы отныне приравнены к лицам, замещающим государственные должности, а это огромная ответственность. Аудитор самостоятельно ведет вверенное ему направление контроля и отвечает за результаты.
Расширены полномочия Контрольно-счетной палаты. Речь идет о полномочиях по опечатыванию касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятию документов и материалов проверяемых организаций в рамках контрольных мероприятий.
В октябре по инициативе губернатора Тверской области и председателя Законодательного собрания Тверской области в региональный парламент были внесены кандидатуры председателя, заместителя председателя и аудиторов КСП. Все они получили поддержку областных парламентариев. Заместителем председателя назначен Станислав Воробьев, ранее - начальник контрольного отдела УФНС России по Тверской области. Команда опытных аудиторов в лице Натальи Казалинской, Елены Тузовой, Александра Устинова и Надежды Яковлевой пополнилась Сергеем Туркиным, который до этого был заместителем председателя контрольно-аналитического комитета Тверской области.
Сегодня процесс реорганизации близится к завершению. Контрольно-счетная палата сформирована и приступила к работе, теперь уже в новом качестве.
- Значит ли это, что контроль за бюджетом усилится, можно ожидать новых разоблачений, уголовных дел по итогам проверок?
- Уголовные дела - это компетенция правоохранительных органов. Самое главное в работе Контрольно-счетной палаты - следить за соблюдением бюджетного законодательства, выявлять допущенные финансовые нарушения. Но делается это не с целью кого-то отправить в отставку, наказать, посадить. В первую очередь, наша работа направлена на пресечение и предотвращение нарушений при формировании и исполнении областного бюджета, выработку предложений по повышению эффективности бюджетных трат и увеличению поступлений в бюджет. На то, чтобы вскрывать имеющиеся коррупциогенные схемы, где таковые сложились, если кто-то путает свой карман с государственным, и доводить их до сведения руководства области и компетентных органов. Если проверками устанавливаются факты незаконного использования бюджетных средств, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, мы незамедлительно передаем материалы в правоохранительные органы.
- Если говорить о работе КСП в уходящем году, что бы Вы особо отметили?
- В первую очередь - высокую интенсивность и результативность работы сотрудников Контрольно-счетной палаты, о чем неоднократно говорили и наши областные парламентарии. Как важное достижение этого года отмечу внедрение в практику нашей деятельности современного типа финансового контроля - аудита эффективности.
- В чем его суть?
- При таком контроле проверяется соответствие результатов деятельности органов исполнительной власти поставленным социально значимым целям. В этом году в рамках совместных мероприятий со Счетной палатой Российской Федерации проведен аудит эффективности использования государственных средств в двух жизненно важных сферах - образовании и здравоохранении. По итогам аудита в Правительство области и профильные министерства направлены конкретные рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки общего образования и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению нашего региона. Очень надеюсь, что данные материалы будут полезны и станут основой для принятия системных мер по указанным направлениям.
- Не могу не спросить об итогах реализации материалов резонансных проверок этого года. К примеру, памятна проверка в областном перинатальном центре.
- В перинатальном центре, учитывая его значимость и серьезные деньги, вложенные в его создание, нами проведено два контрольных мероприятия. Одно было связано со строительством и оснащением данного учреждения, другое, инициированное губернатором, - по выплатам заработной платы сотрудникам перинатального центра и расходованию средств областного бюджета на эти цели.
Позитивные изменения уже есть. Сделаны серьезные выводы, в том числе кадровые. Сменилось руководство перинатального центра. Сменились должностные лица бухгалтерии учреждения, назначен новый главный бухгалтер.
По каждой проверке мы докладывали Законодательному собранию, в присутствии ответственных лиц. Как было озвучено на комитете при рассмотрении результатов первой проверки, замечания, которые были высказаны Контрольно-счетной палатой, были внимательно изучены. «Тверьоблстройзаказчик» как унитарное предприятие прекращает свою деятельность - создается государственное бюджетное учреждение, основной целью деятельности которого является организация строительства, реконструкции и капремонта объектов капитального строительства, что позволит осуществлять финансирование строительства объектов адресной инвестиционной программы в рамках действующего бюджетного законодательства. Соответственно, многие проблемные вопросы будут сняты.
Что касается формирования адресной инвестиционной программы Тверской области, было получено заверение о том, что включение объектов в АИП теперь осуществляется только при условии принятой в установленном порядке проектно-сметной документации и прохождения необходимых экспертиз. Министерством строительства области приняты к исполнению рекомендации Контрольно-счетной палаты об усилении контроля за строительством объектов адресной инвестиционной программы.
- Планы на 2012 год уже обозначены?
- Сейчас как раз ведется работа по составлению плана работы на следующий год. В ближайшее время план будет сформирован и опубликован в газете «Тверские ведомости». Каждый сможет с ним ознакомиться.
Уже сейчас могу сказать о том, что в грядущем году получит дальнейшее развитие наша работа с муниципальными финансовыми контролерами в рамках Ассоциации органов внешнего финансового контроля Тверской области. Речь идет и об организации обучающих семинаров, и о продолжении практики совместных проверок. В этом году нами были проведены четыре совместных контрольных мероприятия.
- Например?
- Усилиями областной КСП и сотрудников контрольно-счетных органов шести муниципалитетов проведено масштабное обследование доходного потенциала муниципальных образований. В итоге органам местного самоуправления предложены конкретные меры по повышению доходной части. Одна из первоочередных задач - принятие действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налоговым и неналоговым доходам муниципальных образований, которая на начало 2011 года в общей сложности составляла около 600 млн. рублей, а также проведение инвентаризаций земельных участков и объектов недвижимости в целях выявления неучтенных объектов налогообложения. От муниципальных властей потребуются серьезные усилия по финансово-экономическому оздоровлению и увеличению налоговой базы, чтобы решить важнейшие задачи по развитию территорий.
- На этой жизнеутверждающей ноте обратимся к предстоящему всеми любимому празднику. Что Вы пожелаете читателям «Реноме» в преддверии Нового года?
- От всей души хочу пожелать всем здоровья и счастливых перемен. Пусть этот замечательный праздник вдохнет в вас новые силы. Пусть у каждого будет достаточно энергии и возможностей для реализации своей сокровенной мечты.
Беседовала Нина МЕТЛИНА