Отчет об исполнении областного бюджета Тверской области за 2010 год прошел внешнюю проверку

Внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за 2010 год осуществлена в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, закона Тверской области «О бюджетном процессе в Тверской области», планом работы контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области на 2011 год.

Как показала проверка, сведения по доходам и расходам отражены в отчете об исполнении областного бюджета за 2010 год достоверно.

В течение отчетного года в закон Тверской области от 29.12.2009 № 116-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было внесено 7 изменений, в результате чего доходная часть бюджета увеличилась по сравнению с первоначально утвержденными назначениями на 19,9%, расходная - на 27,6%. Областной бюджет Тверской области за 2010 год исполнен по доходам в сумме 35 млрд. 912 млн. 970,1 тыс. руб. (на 103,5% к плановым показателям), по расходам - в сумме 38 млрд. 799 млн. 157,4 тыс. руб., или на 94% от утвержденных годовых бюджетных назначений. Дефицит составил 2 млрд. 886 млн. 187 тыс. руб., что не превышает установленного пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ предельного значения. Остатки средств на едином счете областного бюджета на 01.01.2011 года составили 3,3 млрд. руб., что в 5,6 раза превышает сумму остатков, запланированных по итогам исполнения областного бюджета за 2010 год. Государственный долг Тверской области по состоянию на 1 января 2011 года составил 13,1 млрд. руб., сумма долга увеличилась по сравнению с аналогичным показателем на 1 января 2010 года в 1,2 раза. Просроченная задолженность по долговым обязательствам Тверской области на 01.01.2011 отсутствует.

Закон об областном бюджете исполнен только по двум главным распорядителям из 42, неисполнение составило 2 млрд. 480,2 млн. руб. В связи с этим КСП обратила внимание главных распорядителей бюджетных средств (далее - ГРБС) на необходимость более ответственного подхода к освоению доведенных лимитов в полном объеме.

При этом актуальной остается проблема освоения значительных объемов бюджетных средств в конце финансового года. По 18 главным распорядителям (42,9%) в четвертом квартале 2010 года исполнено более 40% расходов, предусмотренных на год, в сумме 5 млрд. 215 млн. руб., из них по 11 - более 50% расходов. Неритмичность исполнения бюджета из года в год препятствует эффективному использованию средств и негативным образом сказывается на качестве управления региональными финансами.

Особое внимание при проведении внешней проверки КСП уделила контролю реализации долгосрочных целевых программ. Исполнение ДЦП в 2010 году составило 7,07 млрд. руб., или 85,2% плановых назначений. В общем объеме расходов областного бюджета удельный вес расходов на указанные цели составил 18,2%. За 2010 год по 37 долгосрочным целевым программам из 41 не обеспечено выполнение на сумму 1 млрд. 169,6 млн. руб.

По итогам внешней проверки исполнения областного бюджета за 2010 год, проведенной с учетом результатов контрольных мероприятий, установлен ряд нарушений бюджетного законодательства на сумму 3,06 млрд. руб., что втрое меньше в сравнении с предыдущим годом. 
Из них: 
- нарушение ст. 34 БК РФ - неэффективное использование бюджетных средств в сумме 617,4 млн. руб., в том числе дебиторская задолженность одиннадцати ГРБС на сумму 536,9 млн. руб.; 
- нарушение ст. 158 БК РФ - необеспечение комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области результативности при использовании средств в сумме 77,2 млн. руб.; 
- нарушение ст. 219 БК РФ и ст. 31 закона Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в части принятия бюджетных и денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств двадцатью двумя ГРБС на сумму 765,2 млн. руб.; 
- нарушение ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.9. Порядка формирования адресной инвестиционной программы Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2009 №35-па, постановления Администрации Тверской области от 24.12.2008 №494-па - включение объектов областной собственности с лимитом капитальных вложений в сумме 420,3 млн. руб. в адресную инвестиционную программу Тверской области на 2010 год без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации; 
- нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», инструкций по бюджетному учету и о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности, утвержденных приказами Минфина РФ, при ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности 18 ГРБС в сумме 598,8 млн. руб.

Администрации Тверской области предложено рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших в ходе исполнения областного бюджета за 2010 год нарушения Бюджетного кодекса и иных нормативных правовых актов. Направлено 18 представлений в адрес ГРБС. Контрольно-счетная палата представила свои предложения по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений бюджетного законодательства, по повышению качества управления региональными финансами и совершенствованию бюджетного процесса.

Отчет об исполнении областного бюджета Тверской области за 2010 год прошел обсуждение на всех постоянных комитетах Законодательного Собрания с учетом замечаний и предложений контрольно-счетной палаты и правового управления Законодательного Собрания Тверской области, управления Министерства юстиции РФ по Тверской области и прокуратуры Тверской области. 30 июня закон об исполнении регионального бюджета за прошлый год принят на очередном заседании Законодательного Собрания Тверской области.