КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области провела аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) населению Тверской области за 2008-2010 годы и I квартал текущего года в рамках совместных мероприятий со Счетной палатой РФ.
Объектами контроля стали департамент здравоохранения Тверской области и три государственных учреждения здравоохранения – областная клиническая больница, областной клинический перинатальный центр и детская областная клиническая больница.
Окончательный вывод аудита звучит почти как приговор - потребность населения Тверской области не обеспечена необходимой по объему и профилю качественной высокотехнологичной медицинской помощью.
При этом отмечается, что Тверская область располагала возможностями и ресурсами, реализация которых могла способствовать значительному улучшению ситуации с обеспеченностью населения ВМП. Так, например, три проверенных медицинских учреждения области соблюдали необходимые условия и, при наличии соответствующих лицензий и создании соответствующих правовых условий, могли оказывать ВМП по десяти профилям. Проверенные медицинские учреждения были обеспечены необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами для оказания ВМП населению. Областным бюджетом на период 2008 - 2011 годов предусматривались бюджетные ассигнования на расходы, непосредственно связанные с предоставлением ВМП, в сумме 94,3 млн. рублей.
Однако имеющиеся ресурсы и возможности надлежащим образом реализованы не были. В 2008-2009 годах лечебные учреждения Тверской области не были включены в перечни медучреждений, участвующих в выполнении госзадания на оказание ВМП гражданам РФ за счет ассигнований федерального бюджета. В 2010-2011 годах Тверской областью не было принято надлежащих мер для выполнения условий, необходимых для получения из федерального бюджета субсидии на софинансирование госзадания на оказание ВМП, размер которой, по рассчетам КСП, мог составить 81,9 млн. рублей. Для сравнения, в 2010 году данную субсидию получили 9 из 18 регионов ЦФО, в том числе Ивановская, Рязанская, Ярославская области.
Сложившаяся ситуация обусловлена, в первую очередь, недостаточностью нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы формирования, финансирования и выполнения госзадания на оказание ВМП. В Тверской области отсутствуют правовые акты, определяющие выбор профилей и видов медицинской помощи, относящихся к ВМП, соответствующих им медицинских стандартов и технологий. Департаментом здравоохранения Тверской области в проверяемый период не было утверждено госзадание на оказание ВПМ жителям региона за счет средств областного бюджета, не был установлен порядок его формирования. В регионе нет планового документа, предусматривающего проведение конкретных мероприятий, направленных на улучшение ситуации с обеспечением жителей области необходимой им по объему и профилю качественной ВМП, т.е. о системном подходе при принятии мер по решению вопроса пока говорить не приходится. Для исправления сложившейся ситуации КСП подготовила соответствующие предложения Правительству и Министерству здравоохранения Тверской области.
Красноречивый факт: областной клинической больницей получена лицензия на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по двум профилям – «Акушерство и гинекология», «Абдоминальная хирургия», но, поскольку больнице государственные задания на оказание ВМП ни за счет средств федерального бюджета, ни за счет средств областного бюджета Тверской области не утверждались, учреждение такую помощь не оказывало. Это приводило к тому, что пациенты вынуждены были оплачивать дорогостоящую высокотехнологичную помощь из собственного кармана, либо получать её в федеральных медучреждениях или медучреждениях других субъектов РФ, участвовавших в выполнении госзадания на оказание ВМП гражданам РФ за счет средств федерального бюджета.
В ходе аудита эффективности проведен анализ соответствия установленных Минздравсоцразвития объемов высокотехнологичной медицинской помощи заявкам Тверской области на ВМП, числу фактически пролеченных больных в федеральных медучреждениях и медицинских учреждениях других субъектов РФ. Первоначально Тверской области на 2008-2011 годы Минздравсоцразвития РФ был утвержден планируемый объем ВМП по числу пролеченных больных только на 50 процентов (10441) от предусмотренного заявками региона (20868). Несмотря на столь значительные расхождения за проверяемый период Минздравсоцразвития РФ ни разу документально не обосновало неполное удовлетворение заявок Тверской области на ВМП. Наибольший объем необеспеченной потребности жителей области в ВМП в 2009-2010 годах отмечался по профилям «Сердечно-сосудистая хирургия», «Нейрохирургия», «Травматология и ортопедия», «Неврология» и «Урология».
Зафиксирован достаточно высокий уровень отказов в оказании помощи непосредственно после того, как пациент, имеющий «Талон-направление на ВМП», уже прибыл в федеральное медицинское учреждение: общее количество отказов за 2009-2011 годы достигло 1950, из которых обоснованных 710. Основной причиной обоснованных отказов в оказании ВМП является недостаточная техническая оснащенность медучреждений Тверской области, осуществляющих предварительное обследование пациентов перед направлением их на лечение. Так же следует отметить значительное количество случаев, в которых пациентам предлагалось пройти необходимые клинико-диагностические исследования непосредственно на базе медучреждения, оказывающего ВМП, за счет собственных средств или за счет средств областного бюджета по договору, заключаемому между департаментом здравоохранения Тверской области и соответствующим медучреждением.
Срок ожидания высокотехнологичной медпомощи зависел от вида помощи и лечебного учреждения, в котором её предоставляли (наличия койко-мест, занятости специалистов). В среднем, он варьировался от 2 недель до 6 месяцев. Порой людям приходилось ждать помощи более года. Так, срок ожидания трансплантации (при отсутствии родственного донора) затягивался до 3 лет, эндопротезирования – от 8 до 12 месяцев. И это при том, что своевременно оказанная высокотехнологичная медицинская помощь зачастую играет решающую роль, позволяет сохранить жизнь пациенту, улучшить ее качество.
В ходе аудита контролеры также обратили внимание ещё на одну проблему - слабую информированность населения области о порядке получения ВМП гражданами РФ на бесплатной основе. В связи с этим контрольно-счетная палата рекомендовала проверенным учреждениям здравоохранения разместить необходимые сведения о ВМП на информационных стендах в общедоступных местах.
В общей сложности, за счет средств федерального бюджета в 2008-2010 годах высокотехнологичная медицинская помощь в специализированных медучреждениях была оказана 7237 жителям Тверской области. В I квартале текущего года такую помощь получили 1123 жителя области, или 38,6% от утвержденного на год объема ВМП.
Что касается финансирования на уровне региона, то, как следует из материалов аудита эффективности, потребность жителей Тверской области в ВМП намного больше, чем объем средств, предусмотренных на неё в областном бюджете. Более того, прослеживается тенденция к снижению доли расходов на оказание ВМП в общем объеме расходов всех бюджетов бюджетной системы Тверской области на оказание населению региона медицинской помощи - в 2008 и 2009 годах она составила 0,3 процента, в 2010 году – 0,2 процента.
По результатам проведенного аудита эффективности, которые были обсуждены и согласованы на заседании созданного для проведения контрольного мероприятия Экспертного совета, контрольно-счетной палатой подготовлено 17 рекомендаций, направленных на улучшение ситуации с обеспеченностью населения Тверской области высокотехнологичной медицинской помощью и более эффективное использование предусмотренных на эти цели средств. После рассмотрения на коллегии КСП отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Счетную палату РФ, Законодательное Собрание Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области и проверенные медицинские учреждения.