КСП указала на резервы увеличения доходов местных бюджетов

В контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Тверской области подведены итоги обследования доходного потенциала муниципальных образований, проведенного совместно с контрольно-счетными органами Твери, Бежецкого, Калязинского, Кимрского, Осташковского и Торопецкого районов.

 

Обследованы доходные источники всех 43 муниципальных образований области – 36 районов и 7 городских округов. Объем средств собственных доходов бюджетов муниципальных образований Тверской области за 2010 год составил 17,1 млрд. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 10,8 млрд. рублей. Доля налоговых и неналоговых поступлений составила 62,9%, безвозмездных – 37,1%.

Самый большой бюджет по объему доходов у города Твери – 6,09 млрд. рублей. При этом самую высокую долю налоговых и неналоговых поступлений в составе собственных доходов имеет г. Торжок (свыше 70%), а самую низкую – ЗАТО «Солнечный» (18,9%). Из анализа выполнения бюджетных назначений по доходам следует, что, в целом, недопоступление доходов в бюджеты муниципальных образований Тверской области в прошлом году составило 1,4 млрд. рублей (6,4% к годовым назначениям). Выполнение доходов достигнуто только в г. Торжке, Западнодвинском, Удомельском, Кашинском, Оленинском и Торопецком районах. Самое низкое исполнение в Кесовогорском районе – 66,5%.

Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований сформированы в основном за счет 3 доходных источников – налога на доходы физических лиц (НДФЛ), земельного налога и доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. При этом отмечается, что доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступили в 2010 году в сумме 1,5 млрд. рублей, или на 3,7% меньше чем в предыдущем году, что свидетельствует о снижении эффективности его использования. Наиболее значительное снижение соответствующих поступлений произошло в Сонковском (на 28%) и Осташковском районах (на 25,7%). Тем временем повышение эффективности использования муниципального имущества – один из ключевых резервов роста доходов.

– Во всех муниципальных образованиях области имеется неиспользуемое движимое и недвижимое имущество, а также МУПы, не осуществляющие деятельность или осуществляющие убыточную деятельность (таковых больше половины), наблюдается неисполнение Планов приватизации почти всеми муниципалитетами, – отмечает руководитель данного обследования – аудитор контрольно-счетной палаты Надежда Яковлева. – В перечне неиспользуемого муниципального имущества по состоянию на 1 января 2011 года находилось 1030 зданий и сооружений площадью 236210,1 кв. м., 586 объектов жилого фонда площадью 27396,1 кв. м., 552 земельных участка площадью 8798,6 га, 743 объекта движимого имущества.

В рамках обследования проведен анализ задолженностей по налоговым и неналоговым доходам, в результате чего обозначена проблема неэффективности принятых мер по их взысканию. По мнению КСП, минимизация задолженности (по состоянию на 01.01.2011 по налогу на имущество физических лиц – 118,3 млн. рублей, по земельному налогу – 212,8 млн. рублей, по НДФЛ – 158 млн. рублей, по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 98,5 млн. рублей) – один из основных путей увеличения доходной части бюджетов муниципальных образований. Дополнительные поступления могут быть обеспечены принятием более действенных мер по погашению задолженности, а также за счет упорядочения и сокращения неэффективных льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

При анализе установленных налоговых ставок выявлено нарушение ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в Бурашевском сельском поселении Калининского района. Для имущества, инвентаризационная стоимость которого не превышает 300 тыс. руб., в данном поселении в 2010 году действовала ставка, превышающая предельную на 0,05%. Информация по данному факту направлена контрольно-счетной палатой в Управление ФНС России по Тверской области, а также в прокуратуру Тверской области для принятия мер прокурорского реагирования. Совету депутатов Бурашевского сельского поселения направлено представление для принятия мер по устранению выявленного нарушения.

Кроме того, в прокуратуру Тверской области и в Управление ФНС России по Тверской области направлена информация о нарушении п. 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ Закрытым акционерным обществом «Осташковский кожевенный завод», который как налоговый агент не исполняет требования действующего законодательства в части уплаты НДФЛ по месту нахождения своего обособленного подразделения.

Администрациям всех 43 муниципальных образований области направлены информационные письма с перечнем предложений по повышению эффективности администрирования неналоговых доходов путем принятия действенных мер по погашению задолженности, а также рекомендаций, направленных на увеличение налоговой базы по местным налогам, увеличение доходов от использования муниципального имущества. В частности, администрациям предложено проводить инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности не только в казне, но и в хозяйственном ведении МУПов и в оперативном управлении учреждений, с целью выявления неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Это позволит оптимизировать состав объектов муниципальной собственности, а также определить экономически выгодные варианты его использования.

Коллегия контрольно-счетной палаты приняла решение направить отчет о результатах проведенного обследования в Законодательное Собрание Тверской области для рассмотрения на профильном комитете. Отчет также направлен в Правительство Тверской области и Министерство финансов Тверской области.