КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
18 мая заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Тверской области Станислав Воробьёв выступил на семинаре-совещании для руководителей представительных органов местного самоуправления Северо-Восточного региона Тверской области с информацией о практике и проблемах оптимизации бюджетного процесса на местах. Семинар, организованный региональным парламентом, проходил в зале заседаний загородного комплекса «Компьютер и Я» в д. Ямок Калининского района.
В условиях дефицита средств и ресурсов в большинстве муниципалитетов оптимизация бюджетного процесса является одной из ключевых задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Для ее решения КСП предложила присутствующим на семинаре представителям муниципалитетов рассмотреть возможность формирования программ мероприятий по повышению доходной части местных бюджетов, оптимизации и эффективности бюджетных расходов.
В частности, речь шла о включении в программную часть мероприятий по организации бюджетного процесса, ориентированного на результат. По словам Станислава Воробьёва, прежде всего, необходимо повысить качество планирования и управления муниципальными финансами, совершенствовать систему управления имуществом. Результаты обследования доходного потенциала муниципальных образований Тверской области, проведенного КСП в 2011 году, подтвердили наличие резервов увеличения доходной части. Так, по состоянию на 1 января 2011 года из 22 198 зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, не использовалось 1030 объектов. Аналогичная ситуация с земельными ресурсами. Как показала проверка в одном из муниципальных образований, земельные участки общей площадью 14 тыс. кв. м использовались муниципальным предприятием без заключения договоров аренды и внесения платы в бюджет. Только по данным участкам за 2010 год недопоступление арендной платы в местный бюджет составило практически 1,3 млн. рублей.
В целях увеличения эффективности расходования бюджетных средств муниципалитетам рекомендовано обратить внимание на качество финансового менеджмента, развитие информационно-аналитических систем управления финансами, а также межмуниципальное взаимодействие, в том числе посредством работы комиссий по повышению эффективности бюджетных расходов.
- Объединение усилий муниципальных образований целесообразно для решения крупных хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг, требующих значительных финансовых и материальных ресурсов, к примеру, таких, как управление объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, организация содержания дорог, предоставление общего среднего и дополнительного образования, - отметил Станислав Воробьёв. – В Тверской области также может быть применен опыт соседних регионов в использовании механизмов межмуниципальной кооперации.
В качестве примера приведен опыт Калужской области, где уже несколько лет успешно действует механизм межмуниципального кредитования – муниципалитеты, входящие в областную ассоциацию городов, поселков и сельсоветов, помогают друг другу беспроцентными кредитами.
Наряду с межмуниципальным взаимодействием, в условиях дефицита финансовых ресурсов, не теряет актуальности вопрос дальнейшего развития системы внешнего финансового контроля и прежде всего – ее муниципального звена. Учитывая, что на сегодня контрольно-счетные органы созданы только в двадцати шести муниципальных образованиях области из сорока трех, требуется придать ускорение темпам формирования подобных структур в тех районах и городских округах, где таковые не созданы. По словам Станислава Воробьёва, в решении кадрового вопроса в процессе создания и развития контрольно-счетных органов муниципальные образования всегда могут рассчитывать на помощь Ассоциации органов внешнего финансового контроля Тверской области, Союза муниципальных контрольно-счетных органов, действующего под патронажем Счетной палаты РФ, и Ассоциации контрольно-счетных органов РФ.