КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
17 апреля Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел совещание «О состоянии контрольно-аналитической работы в РФ и роли органов финансового контроля в обеспечении стабильности государства».
В дискуссии приняли участие российские парламентарии, представители руководства Правительства РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, региональных контрольно-счетных органов. Тверской регион представляли председатель Контрольно-счетной палаты области Татьяна Ипатова и начальник отдела финансового контроля и правового обеспечения Министерства финансов Тверской области Анатолий Бердюгин.
На совещании отметили важную роль современной системы государственного финансового контроля в повышении результативности и эффективности использования бюджетных ресурсов и собственности, в борьбе с коррупцией на всех уровнях государственного управления. Участники дискуссии также обсудили пути повышения эффективности государственного финансового контроля.
В целях профилактики нарушений при использовании бюджетных средств, по мнению экспертов, требуется дальнейшее развитие форм предварительного контроля на этапах принятия бюджета, программ и инновационных проектов. Учитывая актуальность стратегического планирования в условиях перехода к программно-целевому бюджетированию, возрастает значимость стратегического аудита, который начала использовать в своей работе Счетная палата РФ. Опыт, полученный в ходе проведения стратегических аудитов, был использован при доработке Стратегии 2020. Позиция о стратегическом аудите присутствует в проекте нового закона о Счетной палате РФ. По словам заместителя Председателя Счетной палаты РФ Валерия Горегляда, принятие новой редакции закона о Счетной палате РФ официально признает наработки и инструменты, которыми располагает палата для того, чтобы эффективно оценивать деятельность госорганов в части управления собственностью и бюджетными ресурсами.
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Иванов высказался в поддержку развития метода стратегического аудита. Обращаясь к руководителям органов финансового контроля, он отметил, что не стоит ждать, пока уполномоченные органы договорятся о стратегии развития территорий и показателях, необходимо проводить работу в инициативном порядке, информировать органы власти о рисках на пути достижения целей, обозначенных в стратегических документах.
Отдельное внимание в ходе совещания уделили предстоящим изменениям в Бюджетном кодексе РФ в части государственного и муниципального контроля. Предлагаемые изменения позволят четко разделить полномочия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, исключить дублирующие функции и, в конечном счете, повысить эффективность деятельности контролирующих структур.
В ходе обсуждения финансовыми контролерами был поднят вопрос о применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства. Отмечалось недостаточное правовое урегулирование вопроса применения механизма административной ответственности в рамках осуществления контрольной деятельности. В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях не прописаны полномочия контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований по составлению протоколов о нарушении порядка управления, в связи с чем представители регионов предложили внести в Кодекс соответствующие изменения.
Согласно статье 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу о нарушении бюджетного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку контрольные мероприятия проводятся за прошедшие финансовые периоды, участники совещания предложили увеличить срок привлечения к ответственности за бюджетные правонарушения до 3 лет.
Кроме того, в очередной раз обращено внимание на то, что неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств проходит безнаказанно. Причина в том, что на законодательном уровне за эти виды правонарушений ответственность не установлена, что препятствует решению проблемы неэффективных и неправомерных трат. Только по итогам проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Тверской области, за 2011 год выявлено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 462,9 млн. рублей, что существенно выше показателя предыдущего года.
В целях обеспечения действенности и эффективности государственного и муниципального финансового контроля, по мнению участников совещания, требуется усовершенствовать систему правового регулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Тем более что в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» говорилось о необходимости внести изменения в Бюджетный кодекс по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.