В Твери обсудили практику и проблемы повышения эффективности бюджетных расходов в деятельности органов местного самоуправления

2012-04-12 2По итогам заседания Совета руководителей представительных органов при Председателе Законодательного Собрания Тверской области, которое состоялось 12 апреля в региональном парламенте, выработаны рекомендации, направленные на дальнейшую оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов в деятельности органов местного самоуправления Тверской области.

В частности, органам государственной власти Тверской области предложено продолжить работу по совершенствованию системы разграничения расходных обязательств между региональным и местными уровнями власти, а также провести анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления.


Органам местного самоуправления наряду с обеспечением прозрачности местных бюджетов рекомендовано провести инвентаризацию расходных обязательств муниципальных образований в целях оптимизации расходов. Особое внимание обращено на разработку критериев оценки результативности расходов и использование их в бюджетном планировании.

Как заметил Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин, для органов местного самоуправления наиболее острым остается вопрос наполняемости местных бюджетов за счет собственных доходов, что, в свою очередь, препятствует среднесрочному планированию и реализации социально значимых проектов. В подтверждение этого министр Правительства Тверской области Ирина Северина привела конкретные цифры, подчеркнув, что в ближайшее время резкого увеличения доходной базы ни на уровне области, ни на уровне муниципальных образований не предвидится. Участники дискуссии сошлись во мнении, что в условиях дефицита бюджета и необходимости сокращения государственного долга Тверской области, необходимо искать внутренние резервы и снижать долю неэффективных расходов.

Экономить средства предложено за счет отказа от избыточных расходов, сокращения чиновничьего аппарата в муниципальных образованиях, создания централизованных бухгалтерий. По словам руководителя Министерства финансов области, некоторые муниципальные образования уже пошли по этому пути. Рассматривается возможность объединения малочисленных сельских поселений – по этому вопросу уже проведены консультации с 12 муниципальными образованиями.

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Тверской области Станислав Воробьёв предложил руководителям органов местного самоуправления рассмотреть возможность формирования плана мероприятий по повышению доходной части, оптимизации и эффективности бюджетных расходов. В план рекомендовано включить мероприятия по организации бюджетного процесса, ориентированного на результат, в т.ч. меры по совершенствованию управления муниципальными финансами и имуществом, повышению качества управления муниципальным долгом. Для повышения эффективности бюджетных расходов предложено усилить межмуниципальное взаимодействие в данном направлении, повысить качество финансового менеджмента и развивать информационно-аналитические системы управления финансами.

- Помощниками исполнительной власти на местах в процессе повышения эффективности бюджетных расходов должны стать муниципальные контрольно-счетные органы, - подчеркнул заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Тверской области Станислав Воробьёв.

О необходимости дальнейшего развития эффективной системы внешнего финансового контроля и прежде всего - его муниципального звена говорил на Совете и Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин, обратив внимание присутствующих на недостаточные темпы создания контрольно-счетных органов в муниципальных районах и городских округах.

Между тем, за 2011 год в рамках 163 проверок, проведенных муниципальными контрольно-счетными органами Тверской области на 177 объектах, было выявлено нарушений на сумму более 637,5 млн. рублей. Весомую долю в установленных нарушениях занимают случаи неэффективного использования денежных средств, финансовая оценка которых составила почти 385 млн. рублей, причем по сравнению с 2010 годом этот показатель возрос в 9 раз. Доля зафиксированных нецелевых трат составила 6,8 млн. рублей, что также значительно выше показателя предыдущего года.

При этом в 2011 году только в девяти муниципальных образованиях из сорока трех контрольно-счетными органами проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. В связи с этим Совет решил рекомендовать органам местного самоуправления Тверской области обратить внимание на требование ст. 264.4 БК РФ о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета до его рассмотрения представительным органом муниципального образования.