Контрольно-счетная палата Тверской области отчиталась перед региональным парламентом за 2011 год

2012-03-16 1Депутаты Законодательного Собрания Тверской области на своем очередном, пятнадцатом, заседании рассмотрели отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты области в 2011 году. Годовой отчет представила председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Ипатова. 

План работы Контрольно-счетной палаты на 2011 год выполнен в полном объеме. За год проведено 184 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

Характерной особенностью отчетного периода стало увеличение значимости экспертно-аналитической работы и, в частности, финансовой экспертизы законопроектов, которые рассматриваются областным парламентом, аналитики по исполнению бюджета. По результатам экспертиз Контрольно-счетной палатой дано 803 предложения, 356 из них с финансовой оценкой 2,7 млрд. рублей приняты Законодательным Собранием, 272 предложения с финансовой оценкой 28,2 млрд. рублей учтено в решениях постоянных комитетов.

Подводя итоги экспертно-аналитической деятельности в прошедшем году, Татьяна Ипатова подробно остановилась на замечаниях, на которые КСП неоднократно обращала внимание в своих экспертных заключениях. В частности, в закон о бюджете включались бюджетные ассигнования на реализацию долгосрочных целевых программ без внесения соответствующих изменений в сами программы.

- Несвоевременное изменение программ, как правило, является причиной неравномерного исполнения расходов в течение года, и, в конечном итоге, низкого уровня исполнения отдельных расходов на реализацию мероприятий долгосрочных целевых программ, - подчеркнула председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Ипатова. – Постоянные изменения в долгосрочных целевых программах, как показали наши проверки, служат оправданием для государственных заказчиков за достижение низких результатов. Тем самым сводится к минимуму программно-целевой метод планирования, который заявлен при формировании бюджета.

В числе причин неполного исполнения расходов областного бюджета названо отсутствие или несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов органами исполнительной власти, длительность подготовки и проведения конкурсных процедур по размещению госзаказов. Кроме того, отмечены системные недостатки в формировании адресной инвестиционной программы Тверской области (АИП). В течение года вносятся значительные изменения в лимиты капитальных вложений, в состав объектов АИП, объекты зачастую включаются в программу без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации либо с документацией, которая не прошла экспертизу. Все это создает риски неиспользования бюджетных средств и влечет за собой неэффективные расходы.

Также среди нерешенных проблем – значительное увеличение долговых обязательств Тверской области: с 2008 года размер государственного долга Тверской области вырос в 3,3 раза, составив 17,79 млрд. рублей в 2012 году.

Важным направлением в деятельности Контрольно-счетной палаты остается проведение контрольных мероприятий – внешней проверки отчетов главных распорядителей бюджетных средств, внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета, тематических проверок и обследований, включенных в план работы КСП. За минувший год проведено 75 контрольных мероприятий, которыми охвачено 116 объектов. Отчеты о результатах всех проверок и обследований направлялись в Законодательное Собрание Тверской области, десять из них рассмотрены постоянными профильными комитетами.

 

По результатам контрольных мероприятий 2011 года выявлено финансовых нарушений на общую сумму 5,85 млрд. рублей.

- Большая часть выявленных нарушений относится к нарушениям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», № 94-ФЗ при осуществлении госзакупок, - отметила председатель КСП Татьяна Ипатова. - Нецелевого использования бюджетных средств зафиксировано на общую сумму 197 тыс. рублей, неэффективных расходов – 462,9 млн. рублей, что еще раз подтверждает необходимость повышения эффективности использования государственными органами имеющихся бюджетных ресурсов.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в адрес проверенных органов и организаций направлено 75 представлений и предписаний, в которых содержалось 303 предложения по устранению нарушений с денежной оценкой 922,5 млн. рублей. В результате проделанной работы, на момент подготовки годового отчета, было устранено нарушений на общую сумму 735 млн. рублей. По итогам проверок КСП в 2011 году в областной бюджет восстановлено 49,4 млн. рублей.

Согласно ответам органов исполнительной власти о реализации мер по исполнению представлений КСП, в 2011 году к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 15 должностных лиц, допустивших финансовые нарушения и другие недостатки в работе, в том числе четверо были уволены с занимаемых должностей. В органы прокуратуры для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования направлены материалы 8 контрольных мероприятий. В настоящее время все они находятся в работе. По фактам, установленным проверкой использования бюджетных средств на создание сосудистых центров в Тверской области, возбуждено уголовное дело.

В ходе проведения проверок Контрольно-счетная палата не только давала объективную оценку законности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств, но и предлагала конкретные меры, направленные на более экономичное и результативное управление государственными ресурсами. Главным инструментом в этой работе стал аудит эффективности использования бюджетных средств, который совместно со Счетной палатой РФ был проведен в двух социально значимых сферах – образовании и здравоохранении. Результаты аудита эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению области и аудита эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования Тверской области, позволили органам государственной власти Тверской области принять ряд важных управленческих решений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, устранение выявленных проблем и недостатков. Работа в данном направлении будет продолжена и в дальнейшем.

 

В 2012 году в зоне особого внимания Контрольно-счетной палаты останется организация и проведение государственных закупок товаров и услуг, исполнение долгосрочных целевых программ, социальные расходы, межбюджетные отношения, будут проверены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В рамках предстоящей работы планируется усиление взаимодействия со Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований Тверской области, в том числе в рамках совместных проверок. В приоритетах – профилактика совместно с другими контролирующими органами коррупционных проявлений в сфере государственных финансов. Продолжится развитие муниципального финансового контроля в целях формирования единой системы внешнего контроля, что в конечном итоге будет способствовать решению перспективных задач социально-экономического развития области.

По итогам рассмотрения годового отчета депутатами Законодательного Собрания были высказаны предложения по дальнейшему повышению эффективности работы КСП. Все они будут учтены в ходе предстоящей работы контрольного органа.

Полный текст отчета за 2011 год размещен на сайте Контрольно-счетной палаты в разделе «Годовые отчеты».