КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Организатором круглого стола на эту актуальную тему выступила Счетная палата России. В его работе приняла участие аудитор КСП Тверской области Наталья Волкова.
Среди рассмотренных вопросов – механизмы финансовой помощи регионам, бюджетное кредитование регионов как значимый инструмент межбюджетных отношений, региональная дифференциация и её влияние на новации в межбюджетных отношениях.
Бюджетное кредитование позволяет субъектам Российской Федерации осуществлять финансирование широкого ряда расходных обязательств, в том числе связанных с инфраструктурным развитием: объектами инженерно-коммунальной, социальной, транспортной, туристической инфраструктуры, объектами дорожного строительства, индустриальными парками, особыми экономическими зонами. Причем, по словам аудитора Счетной палаты РФ Натальи Труновой, долг некоторых регионов, по сути, состоит только из инфраструктурных бюджетных кредитов.
«Совокупный долг регионов и муниципальных образований в настоящее время составляет 3,5 триллиона рублей. По сравнению с началом года он вырос на 366,3 миллиарда рублей, или на 11 процентов. Это связано с тем, что продолжают предоставляться бюджетные кредиты, — сообщила Наталья Трунова. — Существенно изменилась структура долга: увеличилась доля бюджетных кредитов, и обслуживание долга существенно сократилось в силу замещения коммерческой задолженности бюджетными кредитами».
В продолжение темы Лариса Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России, отметила, что к 2024 году государственный долг субъектов по бюджетным кредитам ещё возрастёт за счет применения таких инструментов развития, как инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты и кредиты на опережающее финансирование крупных инфраструктурных проектов. Учитывая разницу между регионами, Минфин применяет дифференцированный подход к регулированию долговой политики в разных субъектах Российской Федерации – в зависимости от их бюджетной обеспеченности и уровня госдолга. При этом важный индикатор – бюджетный эффект от вложений в инвестиционные проекты, развитие налогооблагаемой базы, что позволит в том числе полностью и своевременно исполнять долговые обязательства.
Представители региональных контрольно-счетных органов, в свою очередь, обратили внимание на необходимость проводить анализ реализуемых проектов для оперативного устранения возникающих проблем, обобщения лучших практик и создания банка успешно реализованных проектов. В целом, эксперты положительно оценивают практику предоставления займов на инвестиционные цели, а не на финансирование текущих расходов, поскольку это способствует развитию регионов, привлечению инвестиций и росту экономики.