Грядёт совершенствование системы внешнего финансового контроля

Тверские контролеры приняли участие в XVII Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России, которая состоялась 17 марта в видеорежиме на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

Всероссийская конференция прошла под председательством главы Счетной палаты РФ, Председателя Ассоциации контрольно-счетных органов РФ Сергея Степашина, с участием заместителя Председателя Государственной Думы РФ Надежды Герасимовой, заместителя Председателя Счетной палаты РФ Валерия Горегляда, аудиторов СП РФ, руководителя аппарата Счетной палаты РФ Сергея Шахрая, ответственного секретаря Ассоциации, заместителя руководителя аппарата Счетной палаты РФ Николая Столярова, представителей законодательных и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Одним из основных вопросов повестки дня стало обсуждение реализации нового Федерального закона, регламентирующего общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который вступает в силу с 1 октября текущего года.

– Принятие закона свидетельствует о том, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль признан одной из фундаментальных сфер общественной жизни, – заметил глава высшего контрольного органа Сергей Степашин. – В законе удалось реализовать многие положения, которые необходимы для становления системы внешнего финансового контроля и эффективной деятельности контрольно-счетных органов.

По его словам, закон закрепил термин «внешний финансовый контроль» в отношении деятельности контрольно-счетных органов, понятийно отделив их от органов контроля в системе исполнительной власти. В законе говорится о необходимости установления организационной и функциональной независимости контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Закреплены правовые гарантии деятельности КСО и статус их должностных лиц. Закон наделил контрольно-счетные органы необходимой компетенцией для осуществления системного внешнего аудита, включая полномочия по анализу эффективности использования бюджетных средств, эффективности принимаемых исполнительной властью по его результатам решений.

– Наша главная задача на сегодняшний день – приведение в соответствие с Федеральным законом законов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований о контрольно-счетных органах, – подытожил Степашин.

В целях обеспечения единообразия в правовом регулировании внешнего финансового контроля, Счетной палатой в помощь регионам разработан проект модельного закона «О контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации», полностью соответствующий духу Федерального закона. Разработчики законопроекта постарались обеспечить в нем необходимые гарантии осуществления независимого внешнего финансового контроля. В нем предложено внести право контрольно-счетного органа на законодательную инициативу; конкретизирован перечень информации, который должен предоставляться КСО. После одобрения на состоявшейся видеоконференции проект модельного закона будет разослан с соответствующими рекомендациями во все законодательные органы субъектов Федерации, включая Законодательное Собрание Тверской области.

Отдельно Сергей Степашин остановился на вопросе подготовки предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии развития страны на период до 2020 года. Глава Счетной палаты поблагодарил коллег из регионов за оперативное включение в работу по выработке предложений в части модернизации экономики и социальной сферы, повышения эффективности функционирования госсектора.

– Модели социально-экономического развития России, которые разрабатываются в Москве, если они не будут учитывать специфику, опыт и проблематику субъектов Федерации, так моделями и останутся, – убежден Сергей Степашин. – Поэтому мы очень рассчитываем на ваши предложения. Такой подход позволит консолидировать накопленный содержательный опыт работы региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты РФ по поиску в условиях ограниченных ресурсов лучших вариантов посткризисной стратегии развития нашей страны.

Обобщение поступивших ответов позволяет уже сегодня определить узкие места реализации стратегии развития страны, которые выявлены в результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Наибольшее количество предложений с мест поступило по проблемам повышения эффективности государственных инвестиций и госзакупок, в части необходимости внесения изменений в №94-ФЗ, что в очередной раз подтвердило его несовершенство, и целесообразности перехода на контрактную систему. В качестве проблемных в регионах отмечены вопросы формирования начальной цены контракта, системные нарушения и недостатки формирования адресных инвестиционных программ, эффективность инновационных инвестиций, в том числе осуществляемых в рамках государственно-частного партнерства.

Комментарий

Людмила Желтова, председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области:

– Сергей Степашин акцентировал внимание на работе счетных палат регионов. У нас, по счастью, контрольно-счетная палата области обладает серьезным набором полномочий для осуществления единой системы внешнего финансового контроля, имеет статус юридического лица. Чего, к сожалению, пока нельзя сказать о большинстве муниципальных КСО региона – здесь ещё предстоит серьезная работа в целях приведения правовой базы муниципалитетов в соответствие с требованиями нового Федерального закона. Главная цель нашей работы – выявлять и предотвращать нарушения в сфере управления финансовыми и материальными ресурсами Тверской области, обеспечивать законность и повышать эффективность использования общественных финансов, способствовать решению актуальных социально-экономических задач, стоящих перед регионом и страной в целом. В Тверской области принципиальная позиция контрольно-счетных органов, выявление резервов пополнения доходной части и оптимизации расходов бюджета приносят ощутимые результаты. В 2010 году в результате принятых по итогам проверок мер устранено финансовых нарушений на общую сумму 672,9 млн. руб., восстановлено в бюджет 48,2 млн. рублей. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 28 должностных лиц, возбуждено 4 уголовных дела. Уверена, что предстоящая институциональная модернизация в части четкого правового регулирования системы финансового контроля, широкое применение лучших мировых и отечественных стандартов государственного аудита будет способствовать дальнейшему развитию и повышению эффективности внешнего государственного и муниципального финансового контроля.