КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемый Андрей Николаевич!
Уважаемые депутаты! Добрый день!
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты в 2011 году представляется Законодательному Собранию в соответствии со статьей 26 Закона Тверской области «О Контрольно-счетной палате Тверской области». В своём докладе я остановлюсь на наиболее значимых итогах работы КСП и перспективах деятельности.
Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2011 году, в первую очередь, ознаменовалась изменениями, произошедшими в федеральном и областном законодательстве о контрольно-счетных органах. Федеральный закон № 6 ФЗ определил общие принципы организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вслед за федеральным законодательством изменился и региональный закон: на смену контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области пришла Контрольно-счетная палата Тверской области, в КСП произошла реорганизация, состоялись переназначения руководства и аудиторов.
Несмотря на то, что прошлый год для Контрольно-счетной палаты был непростым, утвержденный годовой план работы выполнен в полном объеме. Что касается итогов основной работы, за 2011 год Контрольно-счетной палатой проведено 184 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.
Характерной особенностью отчетного периода стало увеличение значимости экспертно-аналитической работы и, в частности, аналитики по исполнению бюджета, финансовой экспертизы законопроектов, которые рассматриваются Законодательным Собранием. В 2011 году Контрольно-счетной палатой осуществлен необходимый комплекс экспертно-аналитических мероприятий, направленных на подготовку заключений на проекты законов об областном бюджете Тверской области и бюджете ТФОМС на 2012–2014 годы, на годовые отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета ТФОМС и оперативные отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Что касается внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета, об этом хотелось бы сказать более подробно. Исходя из анализа продолжительности, трудозатрат и эффективности проводимой внешней проверки одной из наших задач является дальнейшее совершенствование этого процесса, в том числе путем внедрения новых программных средств, что позволило бы при минимальных сроках привести к наиболее эффективному результату.
В общей сложности по результатам экспертиз, проведенных в 2011 году, Контрольно-счетной палатой дано 803 предложения. 356 из них с финансовой оценкой 2,7 млрд рублей приняты Законодательным Собранием. 272 предложения с финансовой оценкой 28,2 млрд рублей учтено в решениях постоянных комитетов. На наш взгляд, это говорит о продуктивной работе Контрольно-счетной палаты с точки зрения результативности экспертно-аналитических мероприятий.
Подводя итоги экспертно-аналитической деятельности в прошедшем году, хотелось бы остановиться на некоторых болевых моментах, на которые Контрольно-счетная палата неоднократно обращала внимание в своих экспертных заключениях. Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что в закон о бюджете включались бюджетные ассигнования на реализацию долгосрочных целевых программ без внесения соответствующих изменений в сами программы. Несвоевременное изменение программ, как правило, является причиной неравномерного исполнения расходов в течение года, и, в конечном итоге, низкого уровня исполнения отдельных расходов на реализацию мероприятий долгосрочных целевых программ. Кроме того, постоянные изменения в долгосрочных целевых программах, как показали наши проверки, служат оправданием для государственных заказчиков за достижение низких результатов. Тем самым сводится к минимуму программно-целевой метод планирования, который заявлен при формировании бюджета.
При подготовке заключений мы также неоднократно обращали внимание на увеличение объема долговых обязательств Тверской области. С 2008 года размер госдолга Тверской области вырос в 3,3 раза, составив 17,79 млрд рублей в 2012 году.
Существенные замечания, сделанные Контрольно-счетной палатой по итогам экспертиз, касаются неполного исполнения расходов областного бюджета. В числе причин неполного исполнения – отсутствие или несвоевременное принятие необходимых нормативных правовых актов органами исполнительной власти, длительность подготовки и проведения конкурсных процедур по размещению госзаказов. Кроме того, наблюдаются системные недостатки в формировании адресной инвестиционной программы Тверской области. В течение года вносятся значительные изменения в лимиты капитальных вложений, в состав объектов АИП, объекты зачастую включаются в программу без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации либо с документацией, которая не прошла экспертизу. Все это создает риски неиспользования бюджетных средств и влечет за собой неэффективные расходы.
Важным направлением в деятельности Контрольно-счетной палаты остается проведение контрольных мероприятий – внешней проверки отчетов главных распорядителей бюджетных средств, внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета, тематических проверок и обследований, включенных в план работы КСП. За минувший год проведено 75 контрольных мероприятий, которыми охвачено 116 объектов. Отчеты о результатах всех проверок и обследований направлялись в Законодательное Собрание Тверской области, десять из них рассмотрены постоянными профильными комитетами.
Что касается контрольной деятельности, это тоже очень важное направление деятельности КСП. Условно её можно разделить на контрольные мероприятия в рамках внешней проверки отчетов главных распорядителей бюджетных средств и годового отчета об исполнении областного бюджета и тематические проверки, которые проводились в 2011 году в соответствии с утвержденным планом работы. Все запланированные контрольные мероприятия проведены, отчеты обо всех проверках направлены в Законодательное Собрание Тверской области.
В ходе проведения проверок Контрольно-счетная палата не только давала объективную оценку законности, целевого характера и эффективности использования бюджетных средств, но и предлагала конкретные меры по более экономичному и результативному управлению государственными ресурсами. Главным инструментом в этой работе стал аудит эффективности использования бюджетных средств, который совместно со Счетной палатой России был проведен в таких сферах, как образование и здравоохранение: это аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению области и аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования Тверской области. Результаты этих проверок были доложены и внимательно рассмотрены на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания Тверской области. К сожалению, итоги обоих аудитов оказались малоутешительными. Но вместе с тем выработанные по их результатам рекомендации позволили органам исполнительной власти Тверской области принять ряд важных управленческих решений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, устранение выявленных проблем и недостатков. Работа в данном направлении будет продолжена и в дальнейшем.
По результатам контрольных мероприятий 2011 года выявлено финансовых нарушений на общую сумму 5,85 млрд рублей. Структура нарушений есть в представленном отчете. Большая часть выявленных нарушений относится к нарушениям Бюджетного кодекса, Федерального закона «О бухгалтерском учете», 94-ФЗ при осуществлении госзакупок. Неэффективных расходов зафиксировано на общую сумму 462,9 млн рублей, что еще раз подтверждает необходимость повышения эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов. По итогам проведенных контрольных мероприятий в адрес проверенных органов и организаций нами было направлено 75 представлений и предписаний, в которых содержалось 303 предложения по устранению нарушений с денежной оценкой 922,5 млн рублей.
В результате проделанной работы, на момент подготовки годового отчета, было устранено нарушений на общую сумму 735 млн рублей. При этом по итогам проверок Контрольно-счетной палатой в 2011 году в областной бюджет восстановлено 49,4 млн рублей, из них 3,3 млн рублей по проверкам предыдущих лет.
По итогам проверок в 2011 году к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 15 должностных лиц, допустивших финансовые нарушения, в том числе четверо были уволены с занимаемых должностей.
Контрольно-счетная палата активно взаимодействует с правоохранительными, контрольными и надзорными органами. В органы прокуратуры для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования в общей сложности в прошлом году нами были направлены материалы 8 контрольных мероприятий. В настоящее время все они находятся в работе; по одному факту, установленному проверкой использования бюджетных средств на создание сосудистых центров в Тверской области, возбуждено уголовное дело.
Таковы общие итоги контрольных мероприятий. Я не останавливаюсь на каждом конкретном мероприятии, поскольку все они перечислены в пятом приложении к годовому отчету КСП и, как я уже сказала, каждый отчет подробно докладывается на заседаниях постоянных комитетов в Законодательном Собрании.
В 2012 году в зоне особого внимания Контрольно-счетной палаты останутся организация и проведение государственных закупок, исполнение долгосрочных целевых программ, социальные расходы, межбюджетные отношения, будут проверены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В рамках предстоящей работы планируется дальнейшее взаимодействие со Счетной палатой России, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Тверской области, в том числе в рамках совместных проверок. Мы продолжим эту работу и наше активное сотрудничество, которое сложилось в предыдущие периоды.
Спасибо за внимание.