КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу остановиться на вопросах изменений законодательства в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов.
Во-первых, это принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». До вступления в силу этого закона правовое регулирование полномочий и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Федерации осуществлялось субъектами самостоятельно на основании Бюджетного кодекса, а органами местного самоуправления на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетного кодекса.
Не буду подробно останавливаться на положениях Федерального закона № 6-ФЗ. Скажу лишь, что этот закон определил необходимость создания органов внешнего финансового контроля на уровне субъектов Федерации и на уровне местного самоуправления, особенно на районном уровне. В нем четко прописана возможность представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с представительным органом соответствующего муниципального района о передаче ему своих полномочий по осуществления внешнего финансового контроля. Думаю, что именно таким путем будут развиваться органы контроля на территории нашей области. Хотя надо понимать, что это как раз ставит вопросы по организации и численности таких органов в районах.
В развитие Федерального закона у нас в регионе был принят Закон «О Контрольно-счетной палате Тверской области». Также внесены изменения в Устав области. Если раньше областной КСП была посвящена только одна статья Устава, с изменениями, внесенными 29 сентября, в Уставе появился раздел шестой-1 «Основы статуса Контрольно-счетной палаты Тверской области». Он гласит, что Контрольно-счетная палата Тверской области является постоянно действующим органом внешнего финансового контроля Тверской области, юридическим лицом. Её деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с прекращением полномочий Законодательного Собрания области. Определено, в каком составе образуется Контрольно-счетная палата: это председатель, заместитель председателя, аудиторы и аппарат контрольно-счетной палаты. Определен срок полномочий должностных лиц контрольно-счетной палаты.
Кроме того, переходные положения закона Тверской области от 29.09.2011 № 51-ЗО «О Контрольно-счетной палате Тверской области» закрепили правопреемство между контрольно-счетной палатой Законодательного Собрания Тверской области и Контрольно-счетной палатой Тверской области.
К настоящему времени практически завершена работа по реорганизации палаты. Мы получили свидетельство о том, что с 16 декабря у нас уже Контрольно-счетная палата Тверской области. Изменено название, изменился статус КСП.
Что касается контрольно-счетных органов муниципальных образований, областным парламентом принят Закон № 50-ЗО «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Тверской области». Этим законом решены вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Российской Федерации.
В указанном законе определены те полномочия, которые наряду с уже установленными Бюджетным кодексом полномочиями осуществляют контрольно-счетные органы муниципальных образований. Во-первых, это участие в разработке проектов муниципальных правовых актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса в муниципальном образовании, порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Во-вторых, это организация и осуществление контроля за законностью, результативностью использования муниципального имущества. Это очень важно в деятельности контрольно-счетных органов, что в очередной раз подтвердило обследование, проведенное в этом году нашей контрольно-счетной палатой. Ещё одно полномочие: контрольно-счетные органы готовят и вносят в органы местного самоуправления предложения, направленные на устранение недостатков, выявленных в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Также в законе определено, что уполномоченные органы и организации, в том числе и федеральные, обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в течение 14 дней со дня поступления соответствующего запроса. Обратите внимание на эту норму.
Кроме того, законом утверждены формы уведомления о том, что должностные лица контрольно-счетных органов опечатывают кассы, служебные помещения, складские помещения, изымают документы и материалы, что также предусмотрено Федеральным законом. Сказано о том, что должностные лица, которые эти действия совершают, должны в течение 24 часов уведомить об этом председателя соответствующего контрольного органа.
К тому же закон говорит о том, что акты, составленные по итогам контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов проверяемых органов и организаций, и они должны быть рассмотрены. Пояснения и замечания по поводу этих актов руководители проверяемых органов и организации должны быть представлены в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения акта.
Что ещё изменилось? 30 ноября был принят Федеральный закон № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес коррективы в 131-й Федеральный закон, устранившие расхождения между 131-м Законом и 6-ФЗ. Этим законом внесены изменения в Бюджетный кодекс, которые касаются в том числе и межбюджетных отношений, внесены изменения в 131-й Закон. Теперь в 131-м Законе, как и в 6-ФЗ, прописано, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, т.е. ушла норма о возможности его формирования на муниципальных выборах. Также здесь сказано о том, что порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом № 6-ФЗ. Поэтому на этот Закон от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ прошу обратить особое внимание. Там, где у нас созданы ревизионные комиссии, по всей видимости, нужно будет приводить наименование контрольного органа в соответствие и со 131-ФЗ, и с 6-ФЗ.
Что ещё предстоит сделать на федеральном уровне? Об этом совсем недавно говорил председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин на совещании руководителей контрольно-счетных органов субъектов Федерации и на конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. Не внесены изменения в Бюджетный кодекс в части органов финансового контроля. Работа над соответствующими изменениями сейчас ведется на федеральном уровне.
Надеюсь, что та чехарда с терминологией, которая в настоящее время наблюдается в различных статьях Бюджетного кодекса, будет устранена. Пока же в БК РФ используются различные наименования органов финансового контроля: в одном месте значится орган государственного финансового контроля, созданный законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в другом орган государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, созданный законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в третьем – контрольно-счетный орган, вообще непонятно кем созданный, в четвертом написано, что законодательные органы создают собственные контрольные органы, в то время как Федеральный закон № 6-ФЗ уже говорит о том, что органы внешнего финансового контроля у нас самостоятельные и независимые. Все эти проблемы поднимаются на федеральном уровне и изменения в БК готовятся.
Что ещё необходимо решать? Как я уже говорила, сроки и обязанности уполномоченных органов и организаций представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы в законе закреплены, но это пока ещё очень слабо подкреплено административной ответственностью. Получено заверение о том, что в настоящее время Счетная палата Российской Федерации совместно с Минфином работает над изменениями, в том числе и Кодекса об административных правонарушениях.
Всё это необходимо, прежде всего, для того, чтобы ни одно выявляемое контрольно-счетными органами нарушение Бюджетного кодекса не осталось безнаказанным, а, во-вторых, чтобы вопросы, связанные с организацией и деятельностью контрольно-счетных органов, находили поддержку.
Благодарю за внимание.