Тезисы выступления Т.В. Ипатовой на 37-м заседании Законодательного Собрания Тверской области с отчетом о деятельности Контрольно-счетной палаты Тверской области в 2023 году, 28.03.2024

Уважаемые депутаты! Уважаемые присутствующие!

Контрольно-счетная палата Тверской области представляет свой отчёт о деятельности в 2023 году.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились Контрольно-счетной палатой в соответствии с годовым Планом деятельности, который утверждён Коллегией КСП, в соответствии с полномочиями, предусмотренными областным и федеральным законодательством. В отчетном периоде План деятельности на 2023 год выполнен в полном объеме.

В отчетном периоде было уделено большое внимание анализу реализации национальных проектов, оперативности и своевременности исполнения областного бюджета, осуществлению государственных закупок, вопросам, связанным с формированием доходной части бюджета.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности Контрольно-счетной палаты важная роль отводилась методологическому обеспечению. Сегодня деятельность Палаты осуществляется на основании 23 стандартов внешнего государственного финансового контроля, которые утверждены Коллегией КСП и обязательны к исполнению всеми сотрудниками. В деятельности применяется Классификатор нарушений, одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Также стоит отметить, что в Регламент КСП в 2023 году были внесены изменения в целях его приведения в соответствие с действующим законодательством.

В 2023 году продолжено заключение соглашений с представительными органами местного самоуправления по передаче нам полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В прошлом году Контрольно-счетной палатой проведено 50 контрольных и 36 экспертно-аналитических мероприятий (без учета мероприятий по внешнему муниципальному финансовому контролю). Проверено 302 объекта. Выявлено 909 нарушений. Больше 50 процентов рекомендаций по устранению выявленных нарушений (в суммовом выражении) в настоящее время остаются на контроле — до их исполнения в полном объеме. Отчасти это связано с длительностью нормотворческого процесса в органах исполнительной власти.

Надо сказать, что Контрольно-счетная палата уделяет большое внимание не только контролю над устранением выявленных нарушений. На первый план выходит предупреждение нарушений. Этим мы занимаемся и в ходе экспертизы нормативных правовых актов, и при проведении мониторинга национальных проектов, и в ходе ежеквартального анализа исполнения областного бюджета.

В минувшем году сотрудниками Контрольно-счетной палаты по результатам контрольных мероприятий возбуждено 23 административных дела, составлено 23 протокола об административных правонарушениях. По каждому из них судебными органами вынесено решение. Также по нашим материалам органами прокуратуры внесено 5 представлений об устранении нарушений федерального законодательства, составлено 4 протокола об административных правонарушениях. Кроме того, 5 материалов перенаправлено в Управление Федерального казначейства России по Тверской области (4) и в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций (1).

Что касается проведенных контрольных мероприятий, следует отметить, что помимо внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета нами проведено 12 тематических контрольных мероприятий, которыми охвачены такие отрасли, как образование, культура, физическая культура и спорт, водные отношения. Проверено использование Фондом капитального ремонта многоквартирных домов субсидии из областного бюджета, соблюдение порядка управления и распоряжения недвижимым государственным имуществом, находящимся в казне Тверской области, управление и распоряжение земельными участками. Мы посмотрели использование межбюджетных трансфертов, предоставленных органам местного самоуправления на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, поскольку они заявлены как доходогенерирующие. Кроме того, большое внимание было уделено вопросам в сферах демографии и здравоохранения, расходам на службу занятости, обеспечение жильем молодых семей. Также предметом рассмотрения Контрольно-счетной палаты были кадровые вопросы, в частности, целевое обучение специалистов.

По итогам контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата выносит представления и предписания. За 2023 год в адрес объектов проверок нами направлено 19 представлений и 3 предписания для принятия мер по устранению и предупреждению нарушений. На дату составления отчета с контроля снято 9 представлений и одно предписание. По остальным не наступил срок исполнения. По результатам проведенных контрольных мероприятий 13 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Что касается экспертно-аналитических мероприятий, за год проведено 36 мероприятий, которыми охвачено 243 объекта. В рамках экспертно-аналитической деятельности осуществлялся мониторинг реализации на территории Тверской области 12 национальных проектов, ежеквартальный анализ исполнения областного бюджета и бюджета Территориального Фонда обязательного медицинского страхования. Проведены тематические экспертно-аналитические мероприятия. В частности, мониторинг структуры субъектов малого и среднего предпринимательства и влияния изменений структуры на оборот малых и средних предприятий; анализ деятельности стоматологических поликлиник, подведомственных Министерству здравоохранения; анализ эффективности предоставления мер материального стимулирования для обучающихся по программам специалитета и ординатуры в образовательных организациях, подведомственных Минздраву России, по договорам о целевом обучении. Также проводились экспертные мероприятия по обращениям Прокуратуры Тверской области.

Основная масса выявленных нарушений – это нарушения при формировании и исполнении бюджетов, нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности. Что касается нарушений ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, в суммовом выражении это самая большая цифра. Здесь есть несколько причин. Одна из них – большая текучка кадров среди бухгалтеров. Вторая причина заключается в сложности бухгалтерского учета, существует очень много аналитических форм при ведении учета и составлении отчетности. Несмотря на то, что два года подряд Министерство финансов по итогам внешней проверки проводит обучение для бухгалтеров и последующее тестирование, проблема остаётся и она, на наш взгляд, достаточно серьёзная.

К примеру, во время проверки по программе «Современная школа» выяснилось, что не всё приобретённое имущество было отражено в учёте. Это нашло отражение у нас в отчете. По результатам проведенной работы оформлена передача в муниципальную собственность 1 537 единиц оборудования на сумму 78,6 млн рублей. Что касается земельных участков, в прошлом году по нашим материалам поставлено на учет 7 924 участка, общая кадастровая стоимость которых составляет 9 млрд 767 млн рублей.

В рамках мониторинга реализации национальных проектов нами проведено 24 мероприятия. Основные недостатки, которые были выявлены, связаны, в первую очередь, с управлением процессами. Мы проводили работу с областным Министерством экономического развития, направленную на совершенствование организации проектной деятельности; в декабре прошлого года было принято постановление, в развитие которого необходимо принять еще несколько нормативных правовых актов.

Мониторинг реализации адресной инвестиционной программы тоже остаётся у нас на контроле. И здесь на первом месте среди выявленных недостатков – включение в адресную инвестиционную программу объектов без наличия проектно-сметной документации и неоднократная её корректировка. В итоге это ведёт к нарушению сроков определения подрядчиков по объектам, установленных планом мероприятий по реализации бюджета. Если контракт изначально заключается на срок, который выходит за рамки нормативного проектного срока строительства, то, конечно, мы понимаем, что есть очень большие риски по вводу проекта в эксплуатацию. К сожалению, выявляются факты непринятия к подрядчикам мер ответственности за нарушение графиков выполнения работ и сроков ввода объектов. Увеличение дебиторской задолженности по объектам АИП влечёт за собой риски потери средств, перечисленных в качестве аванса.

В отчетный период Контрольно-счетной палатой также проводилась финансово-экономическая экспертиза законопроектов. Эта работа ведётся в рамках нашего взаимодействия с Законодательным Собранием Тверской области. За год в общей сложности дано 56 заключений. Кроме того, подготовлено 35 заключений на документы органов исполнительной власти, 27 из них – Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, 6 – Министерства туризма Тверской области. То есть мы, со своей стороны, консультируем органы исполнительной власти, когда они формируют нормативные правовые акты.

В прошлом году продолжился процесс заключения соглашений с представительными органами местного самоуправления о передаче ими своих полномочий по муниципальному финансовому контролю на уровень областной Контрольно-счетной палаты. В 2023 году практически в два раза увеличилось количество муниципалитетов, передавших нам соответствующие полномочия. На момент составления отчета их было 12, сегодня их уже 14. В рамках реализации полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю в прошлом году нами проведено 122 мероприятия, проверен 151 объект. В муниципальных образованиях выявлено большое количество нарушений, в том числе административные правонарушения. Надеюсь, что ситуация там будет улучшаться.

Приоритетным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты на 2024 год мы видим контроль за использованием бюджетных средств на выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации. В течение года будет осуществляться мониторинг реализации на территории региональных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также контроль за эффективностью исполнения 31 новой государственной программы Тверской области. Учитывая подготовку к 80-летию Победы, мы планируем взять на контроль расходование бюджетных средств на обустройство и восстановление воинских захоронений. Нами запланирован анализ администрирования дебиторской задолженности по неналоговым доходам, это направление требует отдельного внимания. Также проанализируем использование бюджетных средств на приобретение земельных участков категории земель сельхозназначения. И, конечно, на контроле остаются важные вопросы, связанные с расходованием бюджетных средств на здравоохранение и социальную политику.

В заключение хочу поблагодарить депутатов Законодательного Собрания за сотрудничество, за то, что вы очень внимательно относитесь к рассмотрению наших материалов. И хочу заверить, что сотрудники Контрольно-счетной палаты очень добросовестно и ответственно относятся к своей работе, действительно стараются, чтобы она была результативной.

Спасибо за внимание.