Выступление заместителя председателя КСП Тверской области К.В. Седова на 33-й сессии Законодательного Собрания с содокладом по проекту закона об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, 30.11.2023

Уважаемый Сергей Анатольевич, уважаемые депутаты, коллеги!

Контрольно-счетной палатой Тверской области в соответствии с требованиями закона Тверской области о бюджетном процессе в рамках полномочий, определенных законом Тверской области о Контрольно-счетной палате Тверской области, проведена экспертиза проекта закона Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Подготовленное по итогам экспертизы заключение 22 ноября направлено в адрес Губернатора Тверской области и Законодательного Собрания Тверской области.

По результатам проведенной экспертизы считаем необходимым отметить следующее.

Как уже было отмечено ранее, при формировании параметров областного бюджета за основу взят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Тверской области, который характеризует основные тенденции и параметры развития экономики и учитывает сложившиеся социально-экономические условия при внешнем санкционном давлении, нарушении логистических цепочек, а также неопределенности экономической ситуации в целом.

При этом уже после формирования прогноза социально-экономического развития Центральным банком Российской Федерации поднята ключевая ставка рефинансирования до 15%, и затем был принят федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 года на 18,5%, что также необходимо будет учитываться при реализации областного бюджета.

Основные особенности областного бюджета в 2024 году: реализация бюджета на основе новых подходов к формированию и исполнению госпрограмм; а также то, что, несмотря на запланированные на плановый период 2025–2026 годов ассигнования, направленные на дальнейшую реализацию национальных проектов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по итогам 2024 года должны быть достигнуты установленные показатели по национальным проектам.

По доходной части областного бюджета на 2024 год и плановый период запланирован стабильный рост налоговых и неналоговых доходов. При этом прогнозируется некоторое изменение структуры прогнозных поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2024 году по сравнению с 2023 годом: увеличивается доля налога на прибыль, налога на доходы физических лиц при некотором уменьшении неналоговых доходов. По результатам проведенной экспертизы планируемых доходов областного бюджета считаем, что доходы в основном обоснованы, за исключением доходов от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации. Поясню. Исходя из представленных расчетов, считаем завышенной сумму поступлений, которая прогнозируется Министерством транспорта Тверской области по доходам в виде платы за проезд пассажиров и провоз багажа.

Также считаем необходимым обратить внимание, что существенным резервом увеличения доходов являются мероприятия по взысканию задолженности в областной бюджет по налоговым и неналоговым доходам. Несмотря на снижение за 2023 год просроченной дебиторской задолженности по налоговым доходам, ее сумма остается значительной и на 1 октября текущего года составляет 1 млрд 170 млн рублей. Из этой суммы 96,7% составляет задолженность по двум видам налогов: - по налогу на прибыль организаций – в сумме 636 млн рублей; - по транспортному налогу – в сумме 495,8 млн рублей. При этом доля дебиторской задолженности по транспортному налогу с физических лиц составляет 95,2 процента.

Общая сумма просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходным источникам на 1 октября 2023 года составила 950,6 млн рублей. 42,2 процента из них составляет задолженность по штрафам, санкциям, возмещению ущерба – в сумме 401,4 млн рублей, что требует от исполнительных органов дополнительных усилий по ее взысканию.

Безвозмездные поступления в проекте закона имеют отрицательную динамику.

Следует отметить, что проведение экспертизы проекта закона осуществлялось с учетом информации о межбюджетных трансфертах, определенных в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». В окончательном варианте федерального закона некоторые межбюджетные трансферты из федерального бюджета скорректированы, что нашло отражение в поправках Губернатора Тверской области к рассматриваемому проекту закона.

К сожалению, в окончательной варианте федерального бюджета безвозмездные поступления Тверской области уменьшены.

Расходы областного бюджета на 2024–2026 годы сформированы с учетом: - финансового обеспечения реализации на территории Тверской области национальных проектов; повышения потенциала развития экономики (на это направлено более 30% от расходов бюджета); обеспечения выполнения социальных обязательств (более 48% от расходов бюджета); Областной бюджет на 2024 года на 94,2% сформирован в целях реализации государственных программ.

Как было отмечено ранее, начиная с 2024 года разработка и реализация государственных программ Тверской области осуществляется согласно новому порядку, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 11 октября текущего года. Порядком предусмотрена разработка государственных программ на принципах проектного управления, содержащих в своей структуре проектную часть (федеральные, региональные и ведомственные проекты) и процессную часть с комплексами мероприятий.

Согласно указанному постановлению исполнительные органы Тверской области должны были в срок до 1 ноября обеспечить разработку и вынесение на рассмотрение на заседании Правительства Тверской области государственные программы Тверской области. При этом до настоящего времени госпрограммы не рассмотрены.

В целях исполнения областного бюджета в 2024 году предлагаем ускорить принятие госпрограмм.

Формирование областного бюджета на основе государственных программ позволяет повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе формирования проекта областного бюджета путем планирования целевых показателей и бюджетных ассигнований по мероприятиям государственных программ.

В этой связи отмечаем, что формирование областного бюджета на основе госпрограмм не исключает необходимость предоставления документов, обосновывающих конкретные величины планируемых ассигнований бюджета на реализацию мероприятий.

В ходе экспертизы проекта областного бюджета на предмет обоснованности расходов отмечено по значительному количеству мероприятий отсутствие необходимых обосновывающих документов по мероприятиям, в том числе по обоснованию средств, выделяемых в рамках государственных заданий учреждениям. Контрольно-счетной палатой в заключении на проект закона предложено представить недостающие обосновывающие документы и пояснения. Отмеченные недостатки будут предметом рассмотрения в ходе второго чтения проекта закона об областном бюджете.

Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам других уровней, в 2024 году составит более 31 млрд рублей, что больше показателя 2023 года на 2,4 млрд рублей, в том числе за счет увеличения субсидий местным бюджетам на 1,8 млрд рублей, или на 19 процентов.

По всем межбюджетным трансфертам местным бюджетам, за исключением иных межбюджетных трансфертов, запланировано увеличение ассигнований в 2024 году по сравнению с 2023 годом.

Хотелось бы отметить, что удельный вес межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в общем объеме расходов областного бюджета в 2024 году составит более 25 процентов. Проектом закона распределено 23,8 млрд рублей, или 80% межбюджетных трансфертов местным бюджетам, оставшаяся часть будет распределена постановлениями Правительства Тверской области.

В законопроекте общий объем бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы Тверской области на 2024 год предусмотрен в сумме 17,8 млрд руб., или 15,4% общих расходов.

В проект АИП, представленный к законопроекту, включены 59 объектов, в том числе 23 вновь начинаемых объекта, из них 21 объект с началом строительства в 2024 году, один объект с началом строительства в 2025-м и один объект с началом строительства в 2026 году.

С учетом включения в проект АИП значительного количества вновь начинаемых объектов считаем необходимым отметить, что, по данным Счетной палаты Российской Федерации, по состоянию на начало 2023 года в объеме незавершенного строительства Тверской области числятся 542 объекта на общую сумму 11,9 млрд рублей (на начало 2022 года было 527 объектов на сумму 9,1 млрд рублей).

Тверская область среди субъектов ЦФО занимает 18-е место по доли вложений в объекты незавершенного строительства, строительство которых приостановлено или законсервировано, а также строительство которых ведется более 5 лет. Доля таких объектов в Тверской области составляет 23 процента. При этом количество объектов, строительство которых ведется в плановом порядке, составляет 69, или 12,6 процента.

В этой связи установленное в ходе проведения экспертизы проекта бюджета по отдельным объектам незавершенного строительства невключение в законопроект на 2024 год ассигнований создает риски увеличения количества объектов незавершенного строительства и свидетельствует о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного Бюджетным кодексом.

В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на 2024 год на реализацию 12 национальных проектов, на 2025 год на реализацию 8 нацпроектов, на 2026 год – 7 национальных проектов.

Необходимо отметить, что увеличение расходов на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов относительно 2023 года запланировано только по национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства», в основном это связано с дорожной деятельностью.

Принимая во внимание наличие бюджетных ассигнований в федеральном бюджете на 2024–2026 годы на реализацию национальных проектов, в дальнейшем до субъектов Российской Федерации будут доведены новые параметры реализации стратегических задач развития Российской Федерации.

Закон об областном бюджете, конечно же, является важнейшим документом. Контрольно-счетная палата Тверской области по результатам проведенного анализа, с учетом внесенных поправок Губернатора Тверской области, рекомендует Законодательному Собранию Тверской области рассмотреть проект закона Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».