Выступление председателя КСП Тверской области Т.В. Ипатовой на заседании Законодательного Собрания Тверской области с отчетом о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2021 году, 31.03.2022

Добрый день, уважаемый Сергей Анатольевич, уважаемые депутаты, уважаемые присутствующие!

Контрольно-счетная палата представляет отчет о деятельности в 2021 году.

Учитывая активное взаимодействие Контрольно-счетной палаты с Законодательным Собранием (все наши материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по финансово-экономической экспертизе направляются в адрес Законодательного Собрания и являются предметом рассмотрения на комитетах), вы, как никто другой, знаете о деятельности КСП. Для Законодательного Собрания наша работа абсолютно прозрачна.

Контрольно-счетная палата осуществляет полномочия по внешнему государственному финансовому контролю в соответствии с планом деятельности, который утверждается до 20 декабря года, предшествующего планируемому.

Контрольно-счетная палата в полном объеме выполнила намеченный план мероприятий. Кроме того, в план в течение года вносились изменения, дополнительно включались мероприятия, которые также выполнялись силами сотрудников Контрольно-счетной палаты.

В 2021 году нами проведено 88 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: 47 контрольных и 41 экспертно-аналитическое. Это больше, чем в 2020 году, на 6 мероприятий. Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено 307 объектов. Мы констатируем, что у нас продолжается тенденция к увеличению экспертно-аналитических мероприятий, что обусловлено отчасти санитарно-эпидемиологической обстановкой, необходимостью мониторинга реализации национальных проектов и востребованностью экспертных компетенций сотрудников Контрольно-счетной палаты Тверской области.

В структуре контрольных мероприятий 80 процентов занимают внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, которые проводятся Контрольно-счетной палатой в обязательном порядке в соответствии с бюджетным законодательством. Проведено также 9 тематических контрольных мероприятий.

В рамках экспертно-аналитической деятельности проведены тематические мероприятия, ежеквартальные мероприятия по анализу использования областного бюджета и бюджета Территориального Фонда обязательного медицинского страхования, 28 мониторингов реализации национальных проектов на территории Тверской области.

Национальным проектам Контрольно-счетная палата уделяет большое внимание. Вы знаете, что в 2021 году в Тверской области в бюджете были предусмотрены средства на реализацию региональных проектов в рамках 11 национальных проектов. Они были интегрированы в качестве структурных единиц в 18 государственных программ. В реализации нацпроектов принимали участие 19 главных распорядителей бюджетных средств. По итогам мониторинга нацпроектов нами были даны рекомендации органам исполнительной власти, поскольку на всех этапах установлены проблемы и недостатки – и на стадии планирования, и на стадии реализации. В отчете мы отразили основные недостатки, выявленные в 2021 году по результатам мониторинга нацпроектов. Остаются актуальными те меры, которые были предложены по итогам анализа реализации нацпроектов в 2020 году.

Предложено разработать критерии отнесения расходов к расходам на реализацию национальных проектов. У главных администраторов бюджетных средств разные подходы к этой тематике.

Кроме того, мы полагаем, что отсутствие в паспортах региональных проектов отражения средств местных бюджетов в качестве софинансирования расходных обязательств на реализацию национальных проектов впоследствии приводит к недостоверным данным об объемах финансового обеспечения нацпроектов на территории области. По данному вопросу мы дали рекомендации органам исполнительной власти. Соответственно, были сделаны запросы в Федеральное казначейство. Но пока на сегодня функция отражения в «Электронном бюджете» средств муниципальных бюджетов на реализацию национальных проектов, к сожалению, не работает. Мы надеемся, что эта тема будет доведена до логического конца, потому что нельзя судить об использовании средств на реализацию национальных проектов, если мы не видим все источники средств, затраченных на эти цели.

Тематическими контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено использование средств областного бюджета в областях здравоохранения, образования, в сфере сельского хозяйства, культуры, физкультуры, спорта, по разделу общегосударственных вопросов.

Например, в сфере образования проведена проверка использования средств на реализацию мероприятий в сфере дополнительного образования детей в рамках национального проекта «Образование». Проведен анализ финансирования обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях. Совместно с контрольно-счетными палатами пятнадцати муниципальных образований проведена проверка бюджетных расходов на обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях. Такие совместные мероприятия позволяют нам, во-первых, повышать квалификацию сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов, во-вторых – добиваться большего охвата объектов мероприятия, а следовательно, получать объективную картину в проверяемой сфере.

В области сельского хозяйства проведены проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подотрасли «Растениеводство» и подотрасли «Животноводство». Это тоже позволило получить комплексную картину поддержки сельского хозяйства.

Проведена проверка средств на создание Дворца Бракосочетания в Тверской области и условий для его функционирования, оценка эффективности управления государственным имуществом в виде доли в уставном капитале двух обществ с ограниченной ответственностью: «Полигон» и «Тверьспецавтохозяйство».

Проведен также ряд других проверок. Полный перечень контрольных мероприятий указан в приложении к нашему годовому отчету.

В результате контрольной и экспертно-аналитической деятельности в 2021 году выявлено 742 нарушения. Это больше, чем в 2020 году, хотя здесь не всегда корректно сравнивать: мероприятия разные, этим объясняется и разное количество объектов, и специфика нарушений. Финансовая оценка установленных нарушений составила более 44 млрд рублей.

Основные нарушения с финансовой оценкой – это нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности. Устранено нарушений, в том числе путем представления уточненной бюджетной отчетности в ходе контрольных мероприятий, на сумму более 28 млрд рублей. Возвращено в бюджет 507,9 тыс. рублей

На третьем месте по количеству финансовых нарушений – нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Финансовая оценка таких нарушений составила 1,6 млн рублей. Наиболее типичные нарушения, которые выявлены по итогам аудита в сфере закупок, – это непредставление, несвоевременное представление информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками; нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе. Кроме того, установлены факты неприменения мер ответственности по контрактам: отсутствовали взыскания неустойки с недобросовестных поставщиков. Нарушаются условия реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту. Зафиксированы факты приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, не соответствующих условиям контрактов. Это нарушение было в числе прочего выявлено при проверке бюджетных расходов на питание школьников.

В целях устранения нарушений и их негативных последствий, а также недопущения нарушений в дальнейшем Контрольно-счетной палатой направлено 13 представлений и 2 предписания, в которых содержалось 78 рекомендаций. Из них 41 рекомендация исполнена, остальные 37 остаются на контроле, поскольку еще не наступил срок их реализации.

В частности, реализованы такие рекомендации Контрольно-счетной палаты по совершенствованию нормативной базы Тверской области, как уточнение порядков предоставления субсидий сельхозпроизводителям. Скорректирована методика расчета нормативов на общее образование в Тверской области. В Министерство имущественных и земельных отношений направлено предложение по повышению эффективности управления государственным имуществом в виде долей акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ.

На контроле КСП остаются вопросы незавершенного строительства. Меры, принимаемые в этой сфере, явно недостаточны. Объем незавершенного строительства продолжает оставаться на высоком уровне.

Ещё одно направление деятельности Контрольно-счетной палаты – финансово-экономическая экспертиза проектов законов, государственных программ и иных нормативных правовых актов Тверской области. Экспертизой в 2021 году был охвачен 121 проект НПА: 98 областных и 23 муниципальных. По итогам рассмотрения учтено 362 предложения Контрольно-счетной палаты по корректировке нормативных правовых актов, представленных на экспертизу.

С 2021 года мы выполняем полномочия по внешнему муниципальному финансовому контролю, переданные в соответствии с заключенными соглашениями. Сегодня три таких соглашения – с представительными органами Лесного, Оленинского и Селижаровского муниципальных округов. За год нами проведено 21 экспертно-аналитическое мероприятие, в рамках которых проверена деятельность 40 объектов. Проведена финансово-экономическая экспертиза 23 муниципальных нормативных правовых актов. Устранено нарушений на сумму 826,5 млн рублей.

Контрольно-счетная палата Тверской области также наделена полномочиями в рамках административного производства. В 2021 году по результатам рассмотрения административных дел по протоколам, составленным сотрудниками Контрольно-счетной палаты, судами было привлечено к административной ответственности 19 должностных лиц. Сумма назначенных административных штрафов составила 240 тыс. рублей.

16 материалов с признаками административных правонарушений, по которым у Контрольно-счетной палаты отсутствовали полномочия по составлению протоколов, направлены нами в органы прокуратуры. По ним возбуждено 16 административных дел. Виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.

Кроме того, Контрольно-счетной палатой реализуются полномочия по методологической деятельности. Вся наша деятельность ведется на основании стандартов. На сегодня нами разработано 22 стандарта организации деятельности и внешнего финансового контроля, которые утверждены Коллегией Контрольно-счетной палаты. Осуществляется деятельность в сфере антикоррупционной направленности, консультационная деятельность, в том числе нормотворческого характера. Мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами, наши сотрудники состоят в рабочих группах, созданных при прокуратурах, в том числе по контролю реализации национальных проектов. Плотно взаимодействуем с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, активно участвуем в мероприятиях, которые проводятся Счетной палатой России. Вся эта деятельность нашла отражение в отчете, не буду на ней подробно останавливаться.

Вся эта работа осуществлялась силами коллектива Контрольно-счетной палаты. У нас стабильный коллектив, 72 процента работают в КСП более 5 лет. Слаженная работа позволила выполнить нам тот план, который был намечен, и достичь тех результатов, о которых я говорю.

Мы понимаем, что нам, разумеется, есть над чем работать. Мы определили для себя ряд приоритетов на 2022 год, который нашел отражение в годовом плане.

В первую очередь, это продолжение контроля за законностью и результативностью использования средств областного бюджета на всех этапах бюджетного процесса. Конечно, мы будем акцентировать свое внимание на контроле использования бюджетных средств на выполнение задач, поставленных в Послании Президента Федеральному Собранию, а также на мониторинге реализации национальных проектов на территории Тверской области. Кроме того, продолжится поэтапная передача Контрольно-счетной палате полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю. Сейчас ещё два пакета документов у нас на рассмотрении. Думаю, что в ближайшее время ещё несколько материалов поступят к нам на рассмотрение.

Мы благодарим Законодательное Собрание за внимательное и заинтересованное рассмотрение наших материалов, за ту поддержку, которую мы чувствуем со стороны депутатов.

Спасибо.