КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемый Сергей Анатольевич, уважаемые депутаты, уважаемые присутствующие!
Контрольно-счетная палата представляет отчет о своей деятельности в 2020 году в соответствии со статьей 26 Закона «О Контрольно-счетной палате Тверской области».
Учитывая активное взаимодействие Контрольно-счетной палаты с Законодательным Собранием, которое выражается в том, что все материалы по итогам контрольных, экспертно-аналитических мероприятий и финансово-экономической экспертизы направляются в адрес Законодательного Собрания, вы лучше всех знаете о нашей деятельности. Наша работа для Законодательного Собрания абсолютно прозрачна.
Контрольно-счетная палата осуществляет полномочия по внешнему государственному финансовому контролю в соответствии с планом деятельности, который рассматривается Коллегией до 20 декабря года, предшествующего планируемому.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, которой отличался 2020 год, и с учетом поручений Губернатора Тверской области в план деятельности Контрольно-счетной палаты в течение года вносились изменения. Актуальным стало смещение контроля к форме экспертно-аналитических мероприятий и камеральных проверок. Одно контрольное мероприятие в связи с болезнью сотрудников отдела было перенесено на 2021 год. В настоящее время оно реализуется и будет завершено в этом году.
Всего в 2020 году проведено 82 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, что на 25 больше, чем в 2019-м. Из них 47 контрольных и 35 экспертно-аналитических мероприятий. Проверено 368 объектов, что на 92 больше, чем годом ранее. В отчете о деятельности представлены графики по структуре проведенных мероприятий.
Основная доля контрольных мероприятий приходится на внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, которые в соответствии с Бюджетным кодексом обязательны к проведению. Кроме того, за год проведено 10 тематических проверок.
В рамках экспертно-аналитической деятельности были проведены тематические мероприятия и мероприятия по анализу исполнения областного бюджета и бюджета ТФОМС. 20 мероприятий из 35-ти связаны с мониторингом реализации на территории Тверской области национальных проектов.
Почему такое внимание уделено нацпроектам? Мониторинг реализации национальных проектов на территории региона был определен приоритетом в деятельности Контрольно-счетной палаты на 2020 год. Забегая вперед, скажу, что и в 2021 году эта тема остается под нашим пристальным вниманием.
Как вы знаете, в нашем регионе в настоящее время реализуются 9 национальных проектов, которые интегрированы в 16 государственных программ. В их реализации принимают участие 19 главных распорядителей бюджетных средств. При этом проведение мониторинга реализации нацпроектов — задача не из простых. Аудиторы, по сути, вручную собирают воедино информацию по всем расходам на мероприятия, ход реализации которых необходимо проанализировать. Например, по национальному проекту «Образование» осуществляется 7 региональных проектов, интегрированных в 3 государственные программы, мероприятия реализуются 3 главными распорядителями бюджетных средств. Нацпроект «Демография»: 5 региональных проектов, 7 государственных программ, 9 ГРБС. Нацпроект «Экология»: 6 региональных проектов, 3 госпрограммы, 4 главных распорядителя бюджетных средств.
По итогам мониторинга нацпроектов нами даны рекомендации органам исполнительной власти, поскольку на всех этапах установлены проблемы и недостатки – и на стадии планирования, и на стадии реализации.
Министерству экономического развития, осуществляющему функции регионального проектного офиса, рекомендовано рассмотреть вопрос о консолидации и интеграции мероприятий, расходов и показателей нацпроектов в целях минимизации количества госпрограмм, в рамках которых они реализовываются. Предложено усилить контроль за достоверностью, актуальностью и полнотой информации в запросах на изменение паспортов проектов для принятия своевременных управленческих решений по их корректировке. В рамках полномочий по методическому сопровождению проектной деятельности предложено разработать критерии отнесения расходов к расходам на реализацию региональных проектов.
Кроме того, мы рекомендовали исполнительным органам государственной власти, которые осуществляют полномочия ведомственных офисов, принять меры по повышению качества планирования и реализации мероприятий региональных проектов: провести инвентаризацию мероприятий на предмет их прямого влияния на достижение целей и целевых показателей, которые предусмотрены региональными проектами; провести актуализацию целевых показателей, предусмотренных региональными проектами.
Главным распорядителям бюджетных средств, осуществляющим расходы на реализацию региональных проектов, мы предлагали: ускорить принятие нормативных правовых актов, связанных с предоставлением средств на их реализацию; обеспечить проведение конкурентных процедур закупок; усилить контроль за выполнением подрядными организациями контрактных обязательств по выполнению работ на объектах. Кроме того, мы рекомендовали при доведении до подведомственных учреждений субсидий на государственные задания и субсидий на иные цели, связанных с реализацией мероприятий нацпроектов, обеспечить достижение плановых показателей результативности, которые установлены регпроектами.
Почему так подробно на этом останавливаюсь? Это, действительно, очень важно. Это те цели, которые поставлены Президентом, и я надеюсь, что хотя бы часть из наших рекомендаций будет услышана органами исполнительной власти. Надеюсь, будут приняты меры для того, чтобы национальные проекты на территории нашей области были реализованы полностью и были достигнуты те цели, которые поставлены перед регионом.
Мероприятиями, проведенными Контрольно-счетной палатой Тверской области в 2020 году, охвачено использование средств в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, в области сельского хозяйства и ЖКХ. Проведены внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов 15 муниципальных образований.
Тематические контрольные и экспертно-аналитические мероприятия включали вопросы использования бюджетных средств на реализацию национальных проектов «Образование», «Экология», «Жилье и городская среда».
Параллельно со Счетной палатой Российской Федерации, по инициативе Счетной палаты Российской Федерации, было проведено контрольное мероприятие по вопросу осуществления выплат стимулирующего характера работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Кроме того, уделялось большое внимание вопросам незавершенного строительства и принимаемым мерам к снижению его объемов. Это не новая для нас тема. Мы эти вопросы держим на контроле начиная с 2018 года. Пока, к сожалению, не удалось добиться принятия тех нормативных актов, которые мы предлагали принять. Эту рекомендацию мы продублировали и в годовом отчете. Направлены очередные предложения и информационные письма. Нам отвечают, что работа ведется, и я надеюсь, что, в конечном итоге, она будет доведена до своего логического конца.
Финансовая оценка установленных нарушений по результатам завершенных в 2020 году мероприятий составила 2,3 млрд рублей. В основном это нарушения при формировании и исполнении бюджетов, нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности. Далее с большим отрывом следуют нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью и нарушения при осуществлении государственных закупок.
На момент представления отчета устранено нарушений на сумму 112 млн рублей, возвращены в бюджет средства в сумме 397,4 тыс. рублей. Сразу скажу, что эта работа продолжается. На сегодня уже есть судебные решения о взыскании в консолидированный бюджет более 11 млн рублей по результатам наших проверок. Поэтому сумма возврата средств в бюджет будет гораздо больше, чем на момент представления отчета.
По итогам проверок Контрольно-счетная палата имеет право направлять в проверяемые органы и организации представления для принятия мер по устранению и предупреждению выявленных нарушений. В прошлом году Контрольно-счетной палатой направлено 18 представлений, в которых содержалось 149 предложений. На момент подготовки отчета выполнено 114 предложений, или 76,5 процента от общего количества. Пока не все представления сняты с контроля. По 5 представлениям срок исполнения не наступил, поэтому мы продолжаем их держать на контроле.
Что касается полномочий Контрольно-счетной палаты по финансово-экономической экспертизе проектов законов, нормативных правовых актов и государственных программ Тверской области, в прошлом году нами подготовлено 75 заключений.
В рамках реализации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в прошлом году должностными лицами Контрольно-счетной палаты составлено 36 протоколов. По 29 делам судебными органами вынесено решение о привлечении виновных к административной ответственности (17 решений о наложении административных штрафов, 12 решений о применении санкции в виде предупреждения). Несколько материалов еще находятся на рассмотрении. По рассмотренным на момент подготовки отчета протоколам общая сумма назначенных административных штрафов составляла 181,13 тыс. рублей, поступило по ним 151 тыс. рублей.
К административной ответственности привлечены одно юридическое лицо (дважды), 8 должностных лиц органов государственной власти Тверской области, 16 должностных лиц государственных учреждений Тверской области.
Надо сказать, что не по всем административным правонарушениям, которые выявляются в ходе проверок, у нас есть полномочия по составлению протоколов. В таких случаях мы направляем материалы проверок в надзорные органы. В прошлом году по материалам КСП надзорными органами составлено 16 протоколов об административных правонарушениях.
Контрольно-счетной палатой реализуются полномочия по методологической деятельности. Вся наша деятельность осуществляется на основании стандартов. При Контрольно-счетной палате действует Методсовет. На сегодня разработано 19 стандартов организации деятельности и внешнего финансового контроля, которые утверждены Коллегией Контрольно-счетной палаты.
Кроме того, нами осуществляется антикоррупционная деятельность, консультационная деятельность, в том числе в нормотворческом процессе. В частности, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты входит в состав Комиссии по законопроектной деятельности Правительства Тверской области. Эта работа позволяет повысить качество вносимых в Законодательное Собрание законопроектов и решать серьезные проблемы на начальных стадиях. В качестве примера приведу участие Контрольно-счетной палаты в работе над законопроектом «О патентной системе налогообложения в Тверской области», который будет рассматриваться сегодня на заседании Законодательного Собрания.
В рамках информационной деятельности Контрольно-счетная палата выпускает Информационные бюллетени с периодичностью раз в полгода, размещает информацию обо всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях на своем официальном сайте, работает со средствами массовой информации, с обращениями граждан.
Кроме того, следует отметить сотрудничество Контрольно-счетной палаты с федеральными структурами, такими как Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба. Взаимодействие с ними позволяет нам более эффективно реализовывать свои полномочия, поскольку у федеральных коллег несравнимо с нами больше информационных ресурсов. Спасибо им за то, что они с нами делятся информацией в рамках заключенных соглашений о взаимодействии.
В ходе работы мы также продолжаем сотрудничать с правоохранительными органами. В 2020 году обновлено соглашение о порядке взаимодействия Контрольно-счетной палаты с прокуратурой Тверской области. Аудитор Контрольно-счетной палаты участвует в деятельности межведомственной рабочей группы при Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре. Надеюсь, что это сотрудничество и дальше будет продолжаться.
Мы взаимодействуем с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, активно участвуем в мероприятиях, которые проводит Счетная палата России. В рамках Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации создано несколько комиссий, в работе которых мы также принимаем участие. В частности, это комиссия по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне и правовая комиссия. Эта работа нашла отражение в отчете, не буду на ней подробно останавливаться.
В развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований Тверской области мы провели обучающие семинары по составлению протоколов об административных правонарушениях, разместили на нашем официальном сайте большой комплект методических материалов, делимся с коллегами стандартами внешнего финансового контроля. Надеюсь, что это помогает повысить качество работы контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Нами ведется большая работа по наполнению информационных порталов. В частности, речь идет о Портале Счетной палаты и контрольно-счетных органов Российской Федерации и Портале государственного и муниципального финансового аудита, куда мы вносим данные о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Вся эта работа осуществляется силами коллектива Контрольно-счетной палаты. 83 процента сотрудников работают в Контрольно-счетной палате более пяти лет. Даже с учетом особенного 2020 года слаженная работа всего коллектива позволила выполнить годовой план деятельности и достичь результатов, которые отражены в нашем годовом отчете.
Конечно, мы понимаем, что у нас еще есть над чем работать.
Мы определили ряд приоритетных направлений на 2021 год. Среди них — проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с анализом и контролем использования бюджетных средств на выполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В течение года будет осуществляться мониторинг реализации на территории Тверской области региональных проектов, входящих в национальные проекты. В рамках экспертизы госпрограмм Тверской области будет проведен анализ документов стратегического планирования.
Кроме того, предстоит большой объем работы в связи с передачей нам полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Сейчас уже начался процесс заключения соответствующих соглашений с представительными органами муниципальных образований.
Эта и другая работа будет осуществляться нами в соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты на 2021 год. План сформирован и утвержден в установленные сроки.
Спасибо за внимание.