Выступление председателя КСП Т.В. Ипатовой на 64-м заседании Законодательного Собрания Тверской области с содокладом по проекту закона «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», 18.12.2020

Уважаемый Сергей Анатольевич!

Уважаемые депутаты!

Представляю вам заключение Контрольно-счетной палаты на проект закона об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Проект закона об областном бюджете сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и Закона о бюджетном процессе в Тверской области.

При подготовке бюджета и формировании законопроекта в целом обеспечена реализация задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года, в части бюджетной политики. Это и предоставление ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, и обеспечение бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальных классов, и выплаты ежемесячного денежного вознаграждении за классное руководство педагогическим работникам, и реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения. Кроме того, в законопроекте нашло отражение повышение минимального размера оплаты труда до 12 792 рублей с 1 января 2021 года, обеспечение целевых показателей уровня заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации. Формирование объемов бюджетных ассигнований дорожного фонда осуществлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса. Соблюдены предельные значения показателей долговой устойчивости, которые установлены в Бюджетном кодексе для бюджетов субъектов Российской Федерации. Доля расходов на национальную экономику выдержана практически на уровне 2020 года: это 24,2% в 2021 году и 24,4% в 2022 году.

Что касается межбюджетных трансфертов. В общем объеме областного бюджета они составляют одну четверть и не претерпят существенных изменений по сравнению с этим годом. В 2020 году их доля составляла 26,2%, в следующем году она составит 25,6%. Уменьшается доля иных межбюджетных трансфертов, при этом субвенции предусмотрены с ростом на 629 млн рублей, дотации – на 213,9 млн рублей больше, субсидии на реализацию муниципальных программ также предусмотрены с ростом по сравнению с 2020 годом. Практически 51,8% субсидий местным бюджетам распределены законом о бюджете. Остальная часть предполагается к распределению постановлениями Правительства. И здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что по итогам девяти месяцев этого года зафиксировано низкое исполнение расходов областного бюджета на предоставление субсидий муниципальным образованиям. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в соответствии с заключенными с ними соглашениями в пределах принятых денежных обязательств. И, к сожалению, муниципальные образования, даже получив деньги и имея возможность их расходовать, не справляются в должной мере с этой задачей. В этой связи более раннее распределение субсидий муниципальным образованиям является большим плюсом. Заключение соглашений с муниципальными образованиями должно происходить более оперативно, чтобы муниципальные образования могли приступать к работе над своими бюджетами, над заключением контрактов и реализацией этих расходов.

Далее о рисках. Во-первых, существуют риски недостижения плановых показателей темпов роста объема ВРП, темпов роста налогооблагаемой прибыли в условиях кризиса. Риск ухудшения условий функционирования экономики может повлечь недопоступление налога на прибыль и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Надеемся, что этого не произойдет, но тем не менее такие риски, действительно, существуют.

Законопроектом о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 11 национальных проектов. В представленных ранее заключениях по результатам внешней проверки исполнения бюджета и мониторингов реализации региональных проектов в рамках нацпроектов мы неоднократно отмечали проблемы качества планирования и формирования, которые влияют на управление и контроль реализации проектов. А в этом году у нас, видимо, еще будут административные риски, сопряженные с тем, что в соответствии с указом Президента от 21 июля 2020 года № 474 Правительством Российской Федерации будет проведена корректировка национальных проектов, и уже по итогам этой корректировки потребуется актуализация региональных проектов, что повлечет за собой изменения в законе о бюджете.

Самые серьезные риски – в части реализации адресной инвестиционной программы, расходов, связанных с капитальными ремонтами и реконструкциями. В проект АИП, представленный в составе материалов к законопроекту, без проектно-сметной документации включены 22 объекта государственной собственности. Из них на 2021 год – 19 объектов, включая 12 переходящих объектов, по которым осуществляется разработка проектно-изыскательских работ в 2020 году. Кроме того, в проекте АИП есть нераспределенные по объектам остатки средств по мероприятиям на 2021 год в сумме 268,8 млн рулей на строительство и проектирование автодорог местного значения. Включение в АИП объектов в отсутствие проектной документации и планирование одновременно в течение финансового года проведения проектных и строительно-монтажных работ, наличие нераспределенных остатков создают риски невыполнения мероприятий и неритмичного исполнения расходов на реализацию адресной инвестиционной программы.

В представленном проекте бюджета сохраняется программный принцип формирования расходов. Бюджет включает 28 государственных программ. Но, к сожалению, 16 государственных программ, реализация которых начинается с 2021 года, пока не утверждены, представлены только проекты этих госпрограмм. Анализ эффективности государственных программ в течение последних двух лет свидетельствует о проблемах с качеством планирования, значениями целевых показателей. Поэтому мы предлагаем принять меры по повышению качества планирования, обеспечив увязку ресурсов и результатов, пересмотреть целевые показатели и их индикаторы. Это позволит органам исполнительной власти обеспечить своевременное проведение конкурентных процедур госзакупок и контроль за выполнением подрядными организациями договорных обязательств.

Реализация законопроекта потребует принятия не менее ста нормативных правовых актов. Само по себе количество этих правовых актов говорит о том, что органам исполнительной власти необходимо будет провести большую работу, как только бюджет будет принят.

В целом бюджет и по подходам к формированию, и по структуре – традиционный, новации незначительны. Его есть за что похвалить и есть за что покритиковать, предстоит дальнейшая работа на комитетах в рамках подготовки ко второму чтению. Хочу сказать, что бюджет – очень мобильный документ: в течение года он корректируется, при необходимости вносятся изменения, в том числе бюджетной росписью. Вступать в новый год нужно с бюджетом, мы бюджет поддерживаем.