Тезисы выступления председателя КСП Тверской области Т.В. Ипатовой на заседании Законодательного Собрания по проекту регионального закона «Об областном бюджете Тверской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», 16.11.2017

Уважаемый Сергей Анатольевич!

Уважаемые депутаты!

Уважаемые присутствующие!

Контрольно-счетная палата в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом «О бюджетном процессе в Тверской области» подготовила и направила в Законодательное Собрание заключение на проект закона об областном бюджете на 2018 год и на плановый период с оценкой обоснованности доходных и расходных статей проекта областного бюджета.

Что касается Прогноза социально-экономического развития Тверской области, в 2018–2020 годах прогнозируется положительная динамика всех основных макроэкономических показателей. Вместе с тем мы полагаем, что исполнение представленного Прогноза будет в значительной степени зависеть от реализации возможностей по активизации внутренних ресурсов, в том числе принятия мер по повышению доходов областного бюджета и эффективного использования бюджетных средств. При этом реализация Прогноза сохранит зависимость от динамики инвестиций, уровня инфляции и совокупного внутреннего спроса. Будем надеяться, что показатели, содержащиеся в Прогнозе, будут достигнуты.

Чем отличается проект бюджета на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов от предыдущего бюджета?

Во-первых, он сформирован в условиях нового бюджетного правила: это правило, которое позволяет снизить зависимость федерального бюджета от цен на нефть, в результате чего федеральный бюджет сформирован без условно утвержденных расходов на 2019 год. Но вместе с тем, по мнению Министерства финансов Тверской области, нашему бюджету «подушка безопасности» в виде условно утвержденных расходов по-прежнему требуется. Поэтому мы в этой части, может быть, не совсем в тренде федерального законодательства, но тем не менее с такой «страховкой», которая будет защищать бюджет в плановом периоде.

Во-вторых, в бюджете предусмотрены новые статьи расходов, которых не было в 2017 году. Это расходы, о которых говорила в своем докладе Ирина Александровна [Северина – ред.]. В частности, это расходы по отрасли туризма, к примеру, субсидии на создание и реконструкцию объектов туристического показа в муниципальных образованиях. Экспертиза показала, что отражение этих расходов в бюджете и механизм их реализации требуют дополнительного обсуждения. Уже сегодня будут поправки в части туризма, и я надеюсь, что во втором чтении при рассмотрении проекта бюджета эти моменты будут уточнены, и в последующем при принятии необходимых правовых актов на уровне Правительства области учтут наши замечания, — тогда эти новые мероприятия могут быть успешно реализованы.

В-третьих, хотелось бы отметить, что многие из имеющихся 25 государственных программ Тверской области, которые охватывают практически все сферы деятельности исполнительных органов государственной власти, фактически переформатированы в связи с произошедшими структурными преобразованиями и изменениями функций областных органов государственной власти, таких как Министерства экономического развития, туризма, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности и ряд других.

Наряду с этим, в связи с выполнением Соглашения, заключенного Тверской областью с Министерством финансов Российской Федерации, в государственные программы включены расходы на материально-техническое обеспечение и выполнение функциональных задач органов исполнительной власти. При этом, на наш взгляд, не в полной мере соблюдена методика планирования бюджетных ассигнований и, кроме того, в связи с этим расходы, которые связаны с сопровождением и развитием информационных систем органов исполнительной власти, стали несколько по-другому смотреться в бюджете. Мы предложили их аккумулировать по разделу 0410 «Связь и информатика». Полагаем, что это даст свои плюсы, поскольку давно назрела необходимость объединить и посмотреть все информационные сети, которые у нас в области есть и которые используются органами исполнительной власти.

Кроме того, из нового это то, что адресной инвестиционной программы Тверской области теперь не будет в составе бюджета. Пока она есть в проекте, но в соответствии с тем законом, который недавно был принят Законодательным Собранием, адресная программа будет утверждаться Правительством области.

Что осталось у нас традиционным в проекте бюджета и на что стоит обратить внимание: к сожалению, мы не можем подтвердить обоснованность и достоверность отдельных расходов в связи с отсутствием достаточных обоснований. На момент подготовки заключения КСП на проект областного бюджета не все доходы были обоснованы надлежащим образом, не приняты все необходимые нормативные правовые акты. В частности, речь идет о тех НПА, которые касаются обоснования параметров, являющихся предметом первого чтения. Один из законопроектов как раз сегодня рассмотрен: он касается объемов субвенций, которые содержатся в проекте закона о бюджете. Не утверждены пять государственных программ Тверской области, срок реализации которых начинается с 2018 года. В целом, как показала экспертиза, реализация законопроекта потребует принятия (внесения изменений) 109 нормативных правовых актов, 100 из них предусмотрены в Перечне нормативных правовых актов Тверской области, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием законопроекта о бюджете. Мы предлагаем утвердить план мероприятий, содержащий перечень и сроки подготовки полного пакета нормативных документов, который будет лежать в основе исполнения бюджета.

Законопроект об областном бюджете не в полной мере отвечает решению задач, которые определены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Например, в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию приоритетных проектов. Они не классифицированы в законопроекте отдельными кодами несмотря на то, что это предусмотрено основами налоговой и бюджетной политики Тверской области. На наш взгляд, это приводит к снижению прозрачности данных расходов в областном бюджете.

Также одной из задач бюджетной и налоговой политики Тверской области является последовательный переход по распределению большинства межбюджетных трансфертов в первоначальной редакции закона об областном бюджете через субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципалитетов. В то же время мы видим, что в проекте бюджета из 35 видов субсидий на реализацию муниципальных программ, которые направлены на достижение целей государственных программ Тверской области, распределены только субсидии на реализацию Закона о статусе города Тверской области, удостоенного почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы». Остальные субсидии ещё ждут своего распределения.

Что касается межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, их общий объём составит в 2018 году 15 млрд рублей. При этом стоит отметить, во-первых, уменьшение дотаций на сбалансированность при одновременном увеличении расчетного объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. Кроме того, критерий выравнивания районов увеличен на 4% по сравнению с его размером в 2017 году — с 6898,26 руб. до 7174,18 рубля. Критерий выравнивания поселений при этом сохранился на уровне 2017 года и составляет 1951,75 рубля. Это как раз к прозвучавшему ранее мнению о том, что поселениям живётся не очень хорошо, но, по всей видимости, в этом году не нашлось возможности повысить критерий выравнивания поселений.

Что касается государственного долга, Ирина Александровна [Северина – ред.] подробно остановилась на этой теме. Я бы хотела добавить, что планируемая до 2021 года структура государственного долга характеризуется следующими тенденциями: значительным снижением доли бюджетных кредитов — в 2,7 раза, увеличением доли кредитов, полученных от кредитных организаций, — в 1,7 раза, а также отсутствием долговых обязательств по государственным ценным бумагам и государственным гарантиям Тверской области. Что касается объема расходов на обслуживание госдолга, они планируются в размере 1,2 млрд рублей, 2,5% от объема расходов за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета. Это действительно много, большая нагрузка на бюджет, вместе с тем это не превышает установленное статьей 111 Бюджетного кодекса РФ предельное значение в размере 15%.

Относительно госдолга также скажу, что в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации планируется проведение реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, которые предоставлены в целях замещения долговых обязательств. И мы полагаем, что это позволит не только снизить объемы возврата бюджетных кредитов, но и высвободить средства для развития Тверской области.

Контрольно-счетная палата считает необходимым принятие закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и хочется верить, что мы сможем добиться решения тех задач, которые поставлены перед органами исполнительной власти и перед всеми нами. Вместе с тем результаты проведенной экспертизы дают основания предполагать, что в следующем году закон о бюджете будет не менее динамичным, чем в 2017-м, и потребует внесения изменений в процессе исполнения, в связи с чем предстоит дальнейшая интенсивная работа депутатского корпуса и органов исполнительной власти над бюджетом 2018–2020 годов.

Спасибо за внимание.