Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Т.В. Ипатовой на 24-й сессии Законодательного Собрания Тверской области по итогам работы КСП в 2017 году, 28.03.2018

Уважаемые депутаты!

Контрольно-счетной палатой подготовлен отчет о своей деятельности за 2017 год в соответствии с законом «О Контрольно-счетной палате Тверской области». Отчет представлен на рассмотрение Законодательного Собрания.

Контрольно-счетная палата строит свою деятельность в соответствии с полномочиями, установленными законом «О Контрольно-счетной палате Тверской области», на основе плана, утвержденного Коллегией КСП, в который в том числе включены проверки и экспертно-аналитические мероприятия по предложениям Губернатора Тверской области и Законодательного Собрания Тверской области.

За год Контрольно-счетной палатой проведено 67 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми были охвачены 230 объектов. Кроме того, по результатам финансово-экономической экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов Тверской области подготовлено 87 заключений.

На финансово-экономической экспертизе я остановлюсь подробнее, она очень тесно связана с нашим взаимодействием с Законодательным Собранием. Надеюсь, что это помогает региональному парламенту выпускать законы и нормативные правовые акты, которые по своей сути правомерны, востребованы населением и выверены по своему содержанию. В ходе проведенных финансово-экономических экспертиз Контрольно-счетной палатой дано 450 предложений по совершенствованию законопроектов и проектов нормативных правовых актов Тверской области. По результатам их рассмотрения исполнительными органами государственной власти и Законодательным Собранием принято и учтено в решениях постоянных комитетов 347 предложений, или 77,1 процента. В отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2017 год перечислены основные недостатки и системные проблемы, которые отражались в заключениях КСП по итогам финансово-экономической экспертизы. В силу того, что все эти документы рассматривались в стенах Законодательного Собрания Тверской области в течение года, не буду повторять сделанные выводы.

Одним из приоритетов экспертно-аналитической работы в отчетном периоде была экспертиза государственных программ Тверской области, реализация которых началась с 2017 года. По итогам экспертизы 17 госпрограмм нами направлены рекомендации об устранении выявленных недостатков главным администраторам государственных программ, с предложениями инициировать внесение в них необходимых изменений. Заключения направлялись также в адрес заместителей председателя Правительства Тверской области, которые координируют и контролируют деятельность соответствующих органов исполнительной власти. По результатам проведенной экспертизы госпрограмм в адрес Губернатора Тверской области было направлено информационное письмо. По итогам рассмотрения заключений главными администраторами государственных программ учтено 101 предложение, или 63,5 процента от внесенных Контрольно-счетной палатой, с финансовой оценкой 37,1 млн рублей.

В рамках экспертно-аналитической деятельности также было проведено 17 экспертно-аналитических мероприятий в отношении 53 объектов. Это — анализ поступления налоговых и неналоговых доходов за 2012–2016 годы; анализ формирования доходов дорожного фонда Тверской области и мобилизации доходов, поступающих в дорожные фонды; контрольно-аналитическое мероприятие по вопросу предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим среднее профессиональное образование, прибывшим на работу в сельские населенные пункты. Кроме того, проведен анализ эффективности инвестиционной политики, принимаемых мер по поддержке субъектов хозяйственной деятельности и ряд других мероприятий. В этом году мы продолжим совершенствовать механизмы реализации предложений, выработанных по итогам экспертно-аналитических мероприятий.

О результатах контрольной деятельности. В 2017 году завершено 50 контрольных мероприятий в отношении 177 объектов, в результате которых выявлено нарушений действующего законодательства на общую сумму 2,4 млрд рублей.

С учетом итогов экспертно-аналитических мероприятий финансовая оценка установленных Контрольно-счетной палатой нарушений в целом составила 2,7 млрд рублей. Структура выявленных нарушений представлена на слайде.

sl_02-04

В ходе проверок и в результате реализации представлений, направленных по их итогам в адрес объектов контроля, устранено нарушений на общую сумму 1,5 млрд рублей, возмещено в бюджет 13,8 млн рублей.

Большое внимание при осуществлении контрольной деятельности мы уделяли проведению аудита в сфере государственных и муниципальных закупок в соответствии со статьей 98 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Аудит в сфере закупок — один из приоритетов в деятельности КСП, поскольку он позволяет на ранних стадиях выявлять целый ряд рисков и предотвращать возможные нарушения. В 2017 году Контрольно-счетная палата проводила аудит в сфере закупок в рамках всех 14 тематических контрольных мероприятий. Выявлено большое количество нарушений в этой сфере. Учитывая, что процедурные вопросы, связанные с отражением информации в планах-графиках закупок, сроками осуществления закупок, соответствием документации заключенным контрактам, относятся к компетенции органов внутреннего финансового контроля, все материалы по результатам аудита в сфере закупок направлялись нами в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, а также в органы прокуратуры (когда нарушения выявлялись в органах местного самоуправления), региональное Управление Федеральной антимонопольной службы.

По результатам проведенных проверок и обследований Контрольно-счетная палата направила в адрес объектов контроля 29 представлений по устранению и предупреждению нарушений и недостатков. На сегодня ещё не по всем представлениям наступил срок исполнения. Остаются на контроле до принятия исчерпывающих мер те представления, которые связаны с принятием нормативных правовых актов. Дело в том, что Контрольно-счетная палата в рамках всех мероприятий проводит тщательный анализ нормативной базы, регулирующей вопросы в тех отраслях, которые мы проверяем, и мы всегда готовим большое количество предложений по совершенствованию нормативных правовых актов. Учитывая, что процедура их согласования и принятия не такая быстрая, как хотелось бы, срок выполнения таких рекомендаций и контроля за реализацией представлений достаточно длительный.

Должностными лицами Контрольно-счетной палаты, уполномоченными законом Тверской области на составление протоколов об административных правонарушениях, в 2017 году составлено 10 протоколов. По итогам их рассмотрения судебные органы приняли решения о привлечении 9 должностных лиц к административной ответственности в виде административных штрафов. И только в одном случае вынесено решение об освобождении должностного лица от ответственности и объявлении устного замечания.

В правоохранительные и контролирующие органы в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой направлены материалы по результатам 17 мероприятий, из них в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы — 11 материалов, в результате рассмотрения которых возбуждены дела об административных правонарушениях и внесены представления в адрес объектов проверок.

В течение года Контрольно-счетная палата осуществляла мониторинг реализации приоритетных проектов и программ при проведении анализа исполнения областного бюджета за соответствующий отчетный период. Наряду с этим продолжался мониторинг и контроль по вопросам реализации «майских» указов Президента на территории Тверской области. Эта работа получит продолжение и в этом году.

Важным направлением в нашей работе было и остается сотрудничество со Счетной палатой России, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В отчетном периоде значительно увеличился объем информации, которую мы представляем по их запросам. В 2017 году, напомню, когда я докладывала здесь же, в Законодательном Собрании, об итогах деятельности за 2016 год, я обращалась к депутатам с просьбой уделить внимание ситуации с контрольно-счетными органами муниципальных образований. Муниципальные контрольно-счетные органы работают, но, надо сказать, что нагрузка на них колоссальная. Кроме того, сейчас в регионе идет процесс укрупнения муниципальных образований, в связи с чем началась реорганизация контрольно-счетных органов в данных муниципалитетах. Мы, в свою очередь, продолжаем оказывать методическую помощь коллегам из муниципальных образований, стараемся обеспечивать методологическое сопровождение их деятельности.

Итоги работы за 2017 год были проанализированы Коллегией Контрольно-счетной палаты. Полагаю, что они удовлетворительные, мы видим свои недоработки и направления, которые нам предстоит усилить. Методический Совет КСП в настоящее время продолжает работать над совершенствованием стандартов внешнего финансового контроля и организации деятельности, которыми мы руководствуемся в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Мы планируем продолжить мониторинг реализации приоритетных проектов в Тверской области, проверки в сферах здравоохранения, образования, культуры, сельского хозяйства, в области поддержки предпринимательства. Надеюсь, что с вашей помощью мы сможем сделать так, чтобы расходование бюджетных средств на территории региона было максимально эффективным.