КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемые коллеги!
Основная тема нашего сегодняшнего заседания — «Актуальные вопросы внешнего государственного и муниципального аудита».
Прежде всего, мне хотелось бы довести до вас приоритеты, которые определены на федеральном и региональном уровне, чтобы вы были в тренде и знали, какие задачи ставятся в том числе и перед контрольно-счетными органами. Тем более что реформа контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетных проектов, заявленных на федеральном уровне. В частности, что касается муниципальных контрольно-счетных органов, в настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект, которым предлагается исключить органы внешнего муниципального контроля из перечня контрольных органов, которые согласовывают свои проверки с прокуратурой. Таким образом, продолжается линия на то, что внешний контроль стоит особняком, у него свои задачи и своя компетенция. Думаю, что этот законопроект будет принят.
О приоритетах, определенных на региональном уровне. Губернатор сейчас очень жестко ставит задачи, главная из которых — повышение доходной части бюджета за счет развития экономики и полноценного использования инвестиционного потенциала Тверской области. Накануне, 22 декабря, был принят в окончательном чтении закон об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов, где четко прослеживается инвестиционная составляющая, пускай пока и не такая большая, как хотелось бы. Одновременно ставится задача и по расширению налогооблагаемой базы, прежде всего путем вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков и недвижимого имущества, которое числится недостроем. В этом процессе требуется участие органов местного самоуправления. Об этом говорилось и на недавнем совместном заседании в Управлении федеральной налоговой службы по Тверской области.
Что касается расходной части бюджета, при проведении экспертизы проекта областного бюджета на очередной год и плановый период мы пока не увидели полноценной реализации на практике тех задач, которые ставит Губернатор перед органами исполнительной власти. В частности, у нас были замечания по нормированию затрат органов исполнительной власти. Причем мы отмечали, что это нормирование не должно быть формальным, оно должно быть содержательным, и все нормативы должны быть обоснованными. Также в ходе экспертизы были вопросы и по обоснованию расходов в инвестиционной составляющей, где предусмотрены средства на стройки, на дороги и так далее. Таким образом, есть еще очень много сфер, где внешний финансовый контроль может быть очень полезным с точки зрения наведения порядка в расходовании бюджетных средств — как на стадии экспертизы проекта бюджета, так и на стадии его исполнения. Это относится также к планированию и проведению закупок. Второй год подряд мы анализируем планы-графики закупок органов исполнительной власти и видим, что основную массу закупок органы исполнительной власти изначально планируют на четвертый квартал. В итоге преимущественный объем расходов в данной сфере приходится на ноябрь–декабрь, что влечет риски неравномерного исполнения бюджета и неисполнения контрактов. Поэтому эти вопросы нуждаются во внимании при анализе планирования и исполнения бюджета.
В продолжение темы напомню, что Контрольно-счетная палата Тверской области является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Накануне, 20 декабря, состоялось совместное заседание Президиума и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате под председательством Татьяны Алексеевны Голиковой. Мероприятие прошло в режиме видеоконференции.
Выступая перед председателями контрольно-счетных органов, Татьяна Алексеевна акцентировала внимание на том, что Совет берет на себя вопросы организации совместной работы Счетной палаты и контрольно-счетных органов в части мониторинга и, при необходимости, контроля реализации приоритетных проектов, в особенности тех, на которые Правительством запланировано направление средств в регионы: это — «Здравоохранение», «Образование», «Ипотека и арендное жилье», «ЖКХ и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные дороги». Счетная палата и Совет готовы взять на себя роль единого центра по оказанию соответствующей консультационной и методологической помощи. Было рекомендовано скоординировать деятельность таким образом, чтобы реализация приоритетных проектов как минимум постоянно присутствовала в мониторинге и как максимум находилась на контроле.
Деятельность контрольно-счетных органов при этом должна основываться на оценке рисков. Процитирую председателя Счетной палаты России: «Необходимо выстроить систему управления рисками, которая включает в себя формирование перечня рисков, систематическую оценку вероятности их наступления, степени влияния рисков, возможности управления рисками, а также меры по минимизации рисков и преодолению их последствий». По сути дела, это то, чем мы занимаемся в рамках своих контрольных мероприятий. Проводя проверки и обследования, мы как раз показываем те болевые точки и риски, которые существуют в системе управления теми или иными сферами. В рамках реализации приоритетных проектов эта работа будет продолжаться.
При проведении ежеквартального мониторинга важно своевременно выявлять риски реализации мероприятий по направлениям, заявленным в качестве приоритетных, и проводить всесторонний анализ результатов, чтобы, в случае необходимости, в оперативном режиме готовить предложения по корректировке мероприятий. В ходе работы необходимо учитывать результаты проведенных проверок в соответствующих отраслях. Также нужно настойчиво устранять системные нарушения в расходовании бюджетных средств.
Что касается рекомендаций Счетной палаты по контролю и мониторингу в отдельных отраслях, остановлюсь на таковых в части приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», на его реализацию будут направлены значительные объемы бюджетных средств.
В ходе предстоящей работы необходимо учитывать уже проведенные контрольные мероприятия в дорожной сфере, выявленные ранее системные недостатки и риски недостижения результатов. Помимо прочего, предлагают оценивать расчеты подлежащих выполнению работ и их стоимостные показатели в разрезе объектов дорожной инфраструктуры, заявленную потребность в бюджетных ассигнованиях, объем обязательств субъекта в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Также следует обращать внимание на качество администрирования доходов, являющихся источниками формирования дорожных фондов, и на соблюдение бюджетного законодательства при планировании бюджетных ассигнований на осуществление дорожной деятельности. В целях снижения рисков неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств целесообразно проверять соблюдение законодательства при заключении контрактов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, в том числе на предмет наличия утвержденной проектно-сметной документации, положительных заключений государственной экспертизы и проектов планировки территории по объектам строительства, а также обоснованности определения начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе в части применения индексов-дефляторов. При проверке реализации госконтрактов необходима оценка соответствия фактически выполненных работ предусмотренным требованиям, достоверности учета и отчетности, а также достижения целевых показателей региональных программ по вводу в эксплуатацию участков автомобильных дорог.
Приведенный пример даже одного приоритетного проекта показывает, насколько важно глубоко проанализировать состояние дел, по сути дела, по каждому ключевому направлению. Мы предлагаем вам тоже подключиться к этой работе. Выступление Татьяны Алексеевны Голиковой «О роли и месте аудита при реализации приоритетных проектов» есть на сайте Счетной палаты России. Предлагаю вам с ним внимательно ознакомиться.
Учитывая необходимость выполнения поставленных задач в приоритетных отраслях, в повестку дня сегодняшнего расширенного заседания мы постарались включить те вопросы, которые имеют к этому непосредственное отношение. Думаю, что информация, которая сегодня прозвучит, пригодится вам в дальнейшей профессиональной деятельности. Это итоги контрольных мероприятий в таких ключевых сферах, как образование, дорожная деятельность, использование государственного имущества Тверской области. Кроме того, сегодня речь пойдет и о внешних проверках годовых отчетов об исполнении бюджетов тех муниципальных образований, которые подлежат проверке согласно Бюджетному кодексу. На примере этих контрольных мероприятий мы хотели бы показать, какие системные проблемы в затронутых отраслях мы выявили, и на что следует обращать внимание при проведении аналогичных проверок на местах.
В заключение хочу пожелать всем плодотворной работы. Надеюсь, что эта встреча будет действительно полезной для всех участников заседания и благотворно отразится на качестве внешнего государственного и муниципального аудита Тверской области.