КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
|
|
Уважаемые депутаты!
Контрольно-счетная палата в соответствии с требованиями действующего законодательства представляет отчет о своей деятельности за 2015 год.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводились Контрольно-счетной палатой в соответствии с задачами и полномочиями, установленными федеральным законодательством и законами Тверской области, а также согласно плану деятельности, утвержденному решением Коллегии КСП в декабре 2014 года.
В конце 2014 года были определены приоритетные направления работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год, среди которых анализ государственных программ Тверской области, аудит в сфере госзакупок, участие в реализации антикоррупционной политики и обеспечение открытости в деятельности Контрольно-счетной палаты.
Всего за год Контрольно-счетной палатой проведено 166 экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. По результатам экспертиз подготовлено и направлено в Законодательное Собрание и органы исполнительной власти 115 заключений по проектам законов Тверской области, постановлениям Законодательного Собрания, ежеквартальным отчетам об исполнении регионального бюджета и бюджета Территориального Фонда обязательного медицинского страхования, по проекту областного бюджета на 2016 год, а также иным документам, по которым требовалась экспертиза КСП. Не буду останавливаться на этом подробно, поскольку все материалы по итогам экспертно-аналитической деятельности направляются в Законодательное Собрание.
В то же время стоит отметить выводы по проведенному анализу государственных программ Тверской области. К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что до настоящего времени программный бюджет у нас в полном объеме не заработал. В минувшем году мы подготовили заключения по проектам государственных программ в рамках экспертизы проекта областного бюджета на 2016 год, проанализировали исполнение государственных программ в рамках внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2014 год. Экспертные заключения были направлены в адрес Губернатора и органов исполнительной власти Тверской области. Документы были изучены, получен ответ о том, что предложения и замечания Контрольно-счетной палаты будут учтены.
Не менее важное направление в деятельности КСП – контрольно-ревизионное. За отчетный период проведено 51 контрольное мероприятие в отношении 144 объектов. Здесь необходимо выделить прежде всего внешнюю проверку бюджетной отчетности 36 главных распорядителей бюджетных средств и отчета об исполнении областного бюджета за 2014 год, а также 11 тематических контрольных мероприятий.
В рамках девяти контрольных мероприятий проводился аудит в сфере закупок, мы оценивали исполнение Федерального закона 44-ФЗ и соблюдение требований Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Общее число объектов аудита в сфере закупок составило 11, при этом проверке подверглось 1293 закупки на общую сумму 1 406,3 млн рублей.
Кроме того, в 2015 году была продолжена внешняя проверка бюджетов муниципальных образований в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом проверено 86 муниципальных образований. Также проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области.
В адрес Законодательного Собрания за прошедший год Контрольно-счетной палатой направлено 13 отчетов по результатам проверок. 9 отчетов рассмотрено на заседаниях профильных комитетов. По итогам проверок в органы власти Тверской области внесено 18 представлений, 17 из которых выполнены, одно представление остается на контроле до принятия исчерпывающих мер. Представления содержали 71 предложение по устранению нарушений и недостатков, учтено 60 предложений, или 84,5% от общего количества. По результатам контрольных мероприятий устранено финансовых нарушений и недостатков при составлении бухгалтерской отчетности на общую сумму 135,7 млн рублей.
Важной составляющей нашей работы было и остается взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами. В прошедшем году мы обновили соглашение о взаимодействии с УМВД по Тверской области. В дополнение к уже имеющимся договоренностям для обеспечения дальнейшей плодотворной работы Палаты были подписаны соглашения с Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций и с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тверской области.
Наряду с этим нами продолжена работа по оказанию методической, информационной и консультационной помощи муниципальным контрольно-счетным органам. Отмечу, что им по-прежнему очень тяжело строить свою деятельность по причине малой штатной численности и происходящих сокращений. Поэтому, уважаемые депутаты, у меня к вам большая просьба помочь сохранить ту систему муниципального финансового контроля, которая есть на сегодня в нашем регионе.
Подводя итоги года, хочу сказать, что благодаря проделанной работе многого удалось достичь, но есть вопросы, которые остаются на контроле, и им предстоит уделить пристальное внимание.
Прежде всего, это касается государственных программ, их качества, установленных показателей, согласованности бюджета и программных показателей, надлежащей увязки финансового обеспечения программ с результатом их реализации. Программы должны отвечать всем требованиям и обеспечивать достижение социально-значимых результатов. Мы, в свою очередь, разработали и направили конкретные предложения по внесению изменений в постановление Правительства Тверской области по оценке эффективности реализации государственных программ. Полагаем, что исполнение программ должно признаваться эффективным только при условии достижения плановых значений показателей, а не по факту произведенного финансирования, как это порой происходит.
Как показал проведенный нами аудит госзакупок, недостижение запланированных показателей при исполнении бюджета во многом объясняется ещё и тем, что заказчики изначально планируют закупки на 3-4 кварталы. Включение закупок в планы-графики на второе полугодие, длительное проведение конкурсных процедур с учетом, что порой в конкурсах принимают участие недобросовестные поставщики, приводит к тому, что госконтракты не всегда исполняются, и в итоге деньги не расходуются должным образом, результаты оставляют желать лучшего. Поэтому, на наш взгляд, необходимо нацелить органы исполнительной власти на планирование закупок с начала финансового года.
Не менее актуальная задача – налаживание межведомственного взаимодействия для того, чтобы сроки рассмотрения совместных вопросов и принятие решений не затягивались, как это случалось при передаче имущества, закупленного в рамках программы модернизации здравоохранения, образования, а также при осуществлении строительных и ремонтных работ.
Ещё один важный вопрос – эффективность использования вложенных средств открытыми акционерными обществами со 100-процентным участием области. Контрольно-счетной палатой проведено тематическое контрольное мероприятие в отношении средств областного бюджета, направленных в уставные капиталы открытых акционерных обществ, курируемых несколькими министерствами, где, как показала проверка, зачастую получается, как в известной пословице, когда у семи нянек дитя без глазу. В целях более четкого управления открытыми акционерными обществами, с разграничением полномочий органов исполнительной власти, которые за это отвечают, мы направили свои выводы и рекомендации в адрес Правительства области. Губернатор дал соответствующие поручения.
Кроме того, в заключениях КСП указано на увеличение взысканий по исполнительным листам и судебных издержек в связи с ненадлежащим исполнением рядом исполнительных органов государственной власти Тверской области полномочий ГРБС, что ведет к неэффективности использования средств областного бюджета. Полагаем, следует впредь не допускать подобных фактов.
Завершая свое выступление, отмечу, что приоритеты, на которых будут сосредоточены усилия Палаты в ближайшей перспективе, отражены в годовом отчете и утвержденном плане работы КСП.
Благодарю за внимание.